Дух мудрости и классицизма
№ 7 (1263), октябрь 2008
Личность Давида Ойстраха уникальна во всех отношениях. Один из величайших скрипачей ХХ века, он был также выдающимся дирижером, выступавшим с прославленными оркестрами мира, и вел один из лучших в мире скрипичных классов в стенах Московской консерватории, куда съезжались самые талантливые студенты не только со всего Советского Союза, но и из-за рубежа.
Ойстрах принадлежит к числу тех немногих, кто любит музыку в себе, а не себя в музыке. Если он исполнял И.С.Баха или Л. ван Бетховена, то это действительно были Бах или Бетховен. И когда мы хотим сейчас порекомендовать кому-то из наших студентов послушать то или иное сочинение в наиболее «чистом», объективном исполнении, то предлагаем ему именно интерпретацию Ойстраха.
Трудно словами описать все великолепие игры Ойстраха на инструменте. Здесь и феноменальное качество интонации, обаяние звука, филигранное техническое мастерство, безупречность вкуса и стиля, убедительные, логически выстроенные художественные концепции различных сочинений. Исполнительский стиль музыканта претерпел значительные изменения на протяжении всей его жизни. Если в 30-40-е годы кумиром Ойстраха был Фриц Крейслер с его удивительными миниатюрами-зарисовками, то примерно с конца 40-х годов стиль скрипача постепенно укрупнялся, игра становилась более масштабной, и к середине 60-х годов мы уже услышали иного Ойстраха – мастера крупной сонатно-симфонической формы.
Неудивительно, что в определенный момент ему стало тесно в рамках даже такого многогранного инструмента, как скрипка, и он захотел взять в руки дирижерскую палочку. И весь свой огромный накопленный инструментальный опыт Ойстрах перенес на самый совершенный из инструментов – оркестр. Как правило, большинство начинающих дирижеров имеют определенные навыки управления оркестром, но далеко не каждый может создать из разноликого коллектива единый гигантский комплекс-организм, не говоря уже о художественной стороне исполнения. В случае с Д.Ойстрахом все было в корне наоборот: он знал, как донести нужную мысль, сумев подчинить коллектив власти своих рук. Тогда мы услышали ойстраховское прочтение не только большинства скрипичных, но и многих оркестровых сочинений.
Творческое общение маститого артиста со своими учениками было поистине удивительным. Давид Федорович был очень открытым и искренним человеком, и это сразу же снимало неизбежный барьер, возникавший между одним из величайших скрипачей мира и нами, его студентами. Улыбка, доброжелательные слова учителя раскрепощали нас, придавая заряд новых творческих сил, смелости и горения. В одном из своих многочисленных интервью он так отозвался о своей педагогической работе: «Если моя игра, начиная с 1934 года (года начала работы в Московской консерватории), улучшилась, то это произошло еще и от того, что я постоянно общаюсь с талантливой молодежью и что-то постоянно черпаю от нее».
От учеников Ойстрах добивался прежде всего высокохудожественного прочтения музыки, раскрытия самых глубинных, истинных основ произведений, не забывая при этом уделять огромное внимание качественной и виртуозной стороне дела, делясь самыми сокровенными секретами своего высочайшего мастерства. Он не стремился «причесывать» учеников под одну гребенку, не ломал творческой индивидуальности, но только развивал ее. Всех нас объединяло одно – чувство гармонии, вкуса, стиля и искренность в игре – все то, что лежало в основе его собственного исполнительского творчества.
Давид Ойстрах был очень оптимистичным, жизнерадостным человеком, дружелюбным и простым в общении, с прекрасно развитым чувством юмора. Все, что он ни делал, получалось у него очень талантливо: и исполнительство, и дирижирование, и преподавание, и… игра в шахматы (он был очень серьезным шахматистом, в свое время даже принял участие в матче «Ойстрах – Прокофьев»). Так же мастерски он играл в большой теннис. Это была во всех отношениях гармоничная личность, проникнутая духом мудрости и классицизма. Годы проходят, но память об Учителе навсегда живет в наших сердцах.
Профессор М.А.Готсдинер