Экс-ан-Прованс в Москве
№ 5 (1343), май 2017
2017-й год для Большого театра ознаменован сразу несколькими крупными проектами совместно с знаменитым французским Оперным фестивалем Экс-ан-Прованса. Это сотрудничество достигнет своей кульминации осенью, когда постановка генделевской «Альцины» из Экса будет перенесена в Москву и войдёт в репертуар Большого, став третьей оперой Генделя за 160 лет истории театра (в 1959-м был поставлен «Юлий Цезарь в Египте», в 2015-м – «Роделинда» в ко-продукции с Английской национальной оперой).
В преддверии этого события на новой сцене Большого прошли гастроли ещё двух спектаклей из программы Экс-ан-Прованса: опера «Написано на коже» современного композитора Джорджа Бенджамина (Великобритания) и «Траурная ночь», действо, озаглавленное как «сценическое прочтение кантат Баха».
Названные спектакли исполнялись силами разных музыкантов, причём если за звучание Баха отвечал барочный ансамбль из Бордо «Пигмалион» (основатель и дирижёр – Рафаэль Пишон), то партитуру Бенджамина исполнил оркестр Большого театра (под управлением Франка Оллю). Главной объединяющей фигурой двух прошедших спектаклей и одного будущего стала одна из самых интересных и известных современных европейских режиссёров Кэти Митчелл.
Творчество Митчелл, которая в равной степени активно работает и в музыкальном, и в драматическом театре, представлено в Москве не впервые: её постановки из берлинского Шаубюне дважды гастролировали на фестивале «NET – Новый европейский театр». Её спектакль «Кристина» (по «Фрекен Жюли» Стринберга) в 2013-м году получил «Золотую маску» как «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России». А в спектакле «Дыхание» (по злободневной пьесе «Лёгкие» Дункана Макмиллана о перенаселении Земли, кислороде и углекислом газе) Митчелл вплотную приблизилась к такому звучанию человеческого голоса как в виртуозном «дыхательном вокале» Жоржа Апергиза (музыкальный спектакль «Махинации») или Хайнера Гёббельса («Суррогатные города»).
«Написано на коже» Джорджа Бенджамина и по музыкальному языку, и по типу либретто (автор – Мартин Кримп по мотивам анонимного предисловия к произведениям трубадуров XIII века) в значительной мере развивает шёнберговские традиции экспрессионистской музыкальной драмы: словно только что завершилось шёнберговское «Ожидание» и начался его второй акт. Работая с этой оперой, Митчелл нащупала баланс между двумя почти взаимоисключающими задачами – представить авторское режиссёрское прочтение и, одновременно, не перенести всё внимание с музыкального исполнения и самой партитуры (которая звучала в России впервые) на режиссуру. В результате постановку в равной степени одобрили как приверженцы традиционалистского подхода к опере, так и апологеты экспериментального театра.
Другой спектакль Митчелл развивает одну из тенденций нового музыкального театра, связанную с театрализацией вокальной музыки. Постановку в подобном жанре с музыкой Шумана по мотивам произведений Гофмана уже привозили в Москву (2015). У Митчелл сценическое прочтение кантат Баха оказалось в лучшем смысле слова лаконичным: персонажи-певцы сидят при приглушённом свете за небольшим столом на авансцене (ненавязчивая аллюзия на Тайную Вечерю). Основу «драматического действа» во время инструментальных разделов составляют их очень аккуратные и сдержанные движения, перестановка кухонной утвари на столе. Замечательное исполнение музыки Баха ансамблем солистов и музыкантами «Пигмалиона», по мнению многих, даже затмило российскую премьеру «Тезея» Генделя в Зале Чайковского с участием не менее известных зарубежных солистов.
…На оба уникальных спектакля студенты могли попасть всего за 100 рублей по традиционной студенческой квоте Большого театра (и это при полном зале!). А Джордж Бенджамин после творческой встречи 21 апреля со студентами Московской консерватории подарил Центру современной музыки МГК экземпляр партитуры «Написано на коже» с автографом. Её обещали передать в наш в читальный зал…
Владислав Тарнопольский
Фото Виктора Паскаля