Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

На мировых орбитах. Хор

№ 6 (1253), сентябрь 2007

Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина в июле этого года на XVI Международном фестивале искусств «Mittelfest» в Италии исполнил оперу Родиона Щедрина «Боярыня Морозова».

Слева направо: К. Солдатов, Р. Щедрин, Л. Костюк, В. Джиоева, М. Плисецкая, В. Ефимов, Б. Тевлин, М. Давыдов. Фото А. Соловьева

Слева направо: К. Солдатов, Р. Щедрин, Л. Костюк, В. Джиоева, М. Плисецкая, В. Ефимов, Б. Тевлин, М. Давыдов. Фото А. Соловьева

Европейская премьера «Боярыни Морозовой» состоялась благодаря инициативе художественного руководителя фестиваля, господина Мони Овадиа — артиста, литератора, музыканта, уроженца Болгарии, большую часть жизни проведшего «под миртами Италии прекрасной». Сюжет произведения оказался созвучным тематическому направлению «Миттельфеста — 2007», посвященного правам и свободам человека: эпоха религиозных реформ царя Алексея вошла в историю России как мрачное время дикого насилия власть предержащих над совестью многих тысяч людей. Трагическая судьба мужественной боярыни — один из ярких тому примеров.

К участию в спектакле были привлечены талантливые певцы: солистка Новосибирской оперы Вероника Джиоева (сопрано), артисты московского театра «Геликон-опера» Лариса Костюк (меццо-сопрано), Михаил Давыдов (бас-баритон), Василий Ефимов (тенор). Партию солирующей трубы исполнял солист Национального филармонического оркестра России Кирилл Солдатов, партию ударных — Андрей Винницкий и Андрей Никитин.

Репетиционный процесс, предшествовавший гастрольному выступлению, был очень насыщенным: занятия проводились ежедневно в течение первых двух недель июля. И как на подготовительном этапе работы, так и в течение собственно гастролей все лучшие человеческие и музыкантские качества «хористов Камерного» проявились в полном объеме, и, думается, иначе и быть не могло, ведь это — школа профессора Тевлина, замечательная школа певческого мастерства!

Ответственность художественной задачи усугублялась напряженным графиком поездки: коллективу предстояли перемещение по автотрассе из миланского аэропорта на самую границу со Словенией, в город Чивидале дель Фриули, монтировочная репетиция в день прибытия, генеральная репетиция и концерт в течение следующих суток, а затем обратный переезд к утреннему авиарейсу. Однако жизнь внесла дополнительные коррективы в расписание поездки: по дороге из аэропорта автобус дважды застревал в гигантских пробках, и путь занял в полтора раза больше времени, чем было запланировано — коллектив отправился на репетицию фактически «с колес». Но строжайшая творческая самодисциплина артистов хора, профессионализм руководителя и его артистов одержали очередную победу над житейскими трудностями: интерпретация оперы в очередной раз получила самую высокую оценку присутствовавшего на занятии весьма требовательного автора. На таком же творческом уровне была проведена и генеральная репетиция на следующий день, уже после освежающего ночного отдыха.

А потом, перед концертом, музыканты смогли немного «перевести дух» и посвятить свободные часы осмотру уникального города, куда их занесла артистическая судьба. Города, основанного Гаем Юлием Цезарем, позже ставшего лангобардской крепостью и сохранившего в неприкосновенности памятники архитектуры разных столетий, в том числе здания дороманских стилей: каролингского и оттонского. Увидеть шедевр мирового значения — Лангобардскую часовню с ее деревянной резьбой, созданной рукой гениального мастера. Осмотреть один из лучших в Италии археологических музеев. Просто погулять по очень тихим и красивым улочкам, частично сохранившим еще античные мостовые…

С благодарностью следует отметить заботу и гостеприимство фестивального оргкомитета. Коллективу был предоставлен один из лучших отелей в регионе, а обеды проходили в таверне XIV столетия, специализирующейся на авторской кухне. Руководство «Миттельфеста» сделало все, чтобы участники смогли восстановить свои силы, отдохнуть перед грядущим спектаклем.

И вот наступил вечер европейской премьеры… Среди публики — Р. К. Щедрин и М. М. Плисецкая. На открытой эстраде перед городским собором разворачивается действо, переносящее слушателей в далекое XVII столетие. Руки дирижера, голоса солистов и хора, труба и ударные рисуют перед мысленным взором людей величественную в своем трагизме картину мужества женщины, отдавшей все, что ей было дорого в жизни. Отдавшей и саму жизнь, но не пошедшей на сделку с совестью. «Сына моего мертва узрю, но не отступлю от веры»… Эти дошедшие из глубины веков слова волнуют и сейчас, призывая жить по вере и правде.

Евгений Волков

Поделиться ссылкой: