Артист и учитель
№ 6 (1253), сентябрь 2007
В августе исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося пианиста, композитора и преподавателя, профессора Московской консерватории Льва Николаевича Оборина (1907–1974).
М. Воскресенский:
«Более сорока лет Оборин являлся профессором Московской консерватории. Его педагогический метод, лишенный всего канонического, был живым и конкретным. Унаследовав кафедру, возглавлявшуюся прежде Игумновым, Лев Николаевич развил и обогатил его традиции. Оборинскую школу отличает тонкий вкус, высокий профессионализм, тщательная звуковая культура, которую он начинал воспитывать в ученике буквально с первого урока, и великолепное ощущение целого, логичности композиции. В числе его воспитанников — более двадцати лауреатов международных конкурсов. Ученики профессора Оборина, восприняв его высокую культуру, несут любовь к музыке, к прекрасному в самую гущу жизни».
(Камерный ансамбль: Сб. науч. тр. МГК. Вып. 3, 1986)
Т. Алиханов:
«О фортепианных сочинениях молодого Оборина одобрительно отзывался С.С.Прокофьев, который считал, что ему не следует бросать композицию; и если Оборин в конце концов перестал сочинять, то причиной этому была чрезвычайно напряженная концертная деятельность… Ансамблевое искусство Л.Н.Оборина было неразрывно связано с традициями русского камерного исполнительства. Несомненно “ближайшим” к нему хранителем этих традиций был его учитель К.Н.Игумнов — замечательный ансамблист».
(Камерный ансамбль: Сб. науч. тр. МГК)
В преддверии юбилея музыканта в фойе Большого зала были развернуты две выставки, посвященные разным аспектам творческой деятельности Л. Н. Оборина.
На открытии, состоявшемся 29 мая, присутствовали ректор консерватории, ученик Л. Н. Оборина профессор Т. А. Алиханов; проректор по научной и творческой работе профессор Е. Г. Сорокина; директор НМБ имени С. И. Танеева Э. Б. Рассина и многие другие.
Одна из выставок — «Лев Николаевич Оборин. Личность и эпоха. К 100-летию со дня рождения» — превосходно выполнена научным сотрудником ГЦММК имени М. И. Глинки С. А. Чхаидзе при участии директора Музея МГК имени Н. Г. Рубинштейна Е. Л. Гуревич и его хранителя Е. В. Сергиенко. Практически все разделы экспозиции — «Л. Н. Оборин как исполнитель», «Концертная деятельность Л. Н. Оборина. 40–50-е годы», «Л. Н. Оборин — педагог», «Ученики Л. Н. Оборина», «Оборин и советские композиторы» и др. — с большой полнотой раскрывают многообразные стороны творческой личности. В качестве иллюстраций использованы копии фотоснимков выдающихся музыкантов и деятелей отечественной и зарубежной культуры, нотных изданий, концертных программ и афиш (среди которых есть и подлинные экземпляры). Большой интерес представляет цитируемый материал. Отдельно следует отметить работу дизайнеров, талантливо оформивших выставочные стенды.
Вторая выставка — «Лев Николаевич Оборин. К 100-летию со дня рождения» — выполнена НМБТ. Она состоит из четырех разделов. Среди экспонатов центрального раздела выставки — монографический сборник статей «Л. Н. Оборин — педагог» (М., 1989); отдельные публикации юбиляра, посвященные его педагогической деятельности; фотоснимки и концертные программы учеников, буклет II Международного конкурса имени П. И. Чайковского с фотографией В. Ашкенази; отдельные статьи из газет; цитаты из работ учеников, посвященных Учителю.
Следующий раздел экспозиции — «Л. Н. Оборин — исполнитель». Предложенные вниманию зрителя сочинения русских композиторов — Соната ор. 19 С. Рахманинова, Соната ор. 37 и «Времена года» П. Чайковского, Трио ор. 22 С. Танеева, Концерт Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского — были одними из любимых в репертуаре пианиста. В числе экспонатов — монография С. Хентовой «Лев Оборин»; фотографии юбиляра (в частности, из периодического издания «РАБИС», 1927) — персональные и в обществе известных деятелей музыкальной культуры (И. Ойстрах, А. Хачатурян, С. Кнушевицкий); ранние концертные программы (за 1925, 1928 и 1929 гг.); афиша творческого вечера В. В. Борисовского, посвященного 30-летию исполнительской и 25-летию педагогической деятельности. Ансамблевая деятельность Л. Н. Оборина, связанная с выдающимися представителями отечественной исполнительской школы (С. Цыгановым, И. Ойстрахом, С. Кнушевицким, квартетами имени А. Бородина, Л. ван Бетховена и др.), наиболее полно освящена в работах Т. А. Алиханова.
Особый интерес представляет раздел «Л. Н. Оборин — композитор». На выставочной витрине представлены Соната для фортепиано ор. 3, Четыре пьесы ор. 2, Три пьесы ор. 4. В обзоре творческой деятельности музыканта не менее важен раздел «Л. Н. Оборин — редактор». В редакции юбиляра мы можем увидеть нотные издания Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, А. Скрябина, А. Лядова.
Последний, наиболее крупный раздел — «Учитель и ученики» — по праву занял значительное место в экспозиции. В числе учеников Мастера такие известные музыканты, как Т. Алиханов, В. Ашкенази, А. Бахчиев, М. Воскресенский, Л. Дедова, Б. Землянский, Е. Новицкая, Г. Рождественский, Д. Сахаров, А. Севидов, В. Селивохин, Э. Хачатурян, Б. Чайковский.
Все выставочные экспонаты — подлинные документы своего времени, представляющие справочно-информационный фонд (СИФ) отдела бибилиографии НМБТ. Над этой выставкой работали сотрудники Библиотеки консерватории: заведующая ИБО Ю. А. Степанова, ведущий библиограф Л. М. Богомолова, главный библиотекарь Л. А. Дедюкина.
Л. М. Богомолова