Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Жила-была «Красная Шапочка»

№ 2 (1349), февраль 2018

Жила-была маленькая девочка.

Мама любила ее без памяти, а бабушка еще больше.

Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку.

Новая шапочка была девочке очень к лицу, и за то,

что с того дня она никакую другую носить не хотела,

люди прозвали ее «Красная шапочка».

В ноябре и декабре 2017 года на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда ансамбль солистов «Студия новой музыки» совместно с режиссером Алексеем Смирновым представили российскую премьеру инструментально-театральной пьесы Жоржа Апергиза «Красная шапочка». Спектакль состоялся в рамках фестиваля «Новый европейский театр» (NET).

Жорж Апергиз – французский композитор греческого происхождения, представитель современного музыкального театра. В 2015 году он был удостоен престижной венецианской премии «Золотой лев». Несколько лет назад Апергиз задумал и осуществил мультижанровый проект для детей «Красная Шапочка», где сказка Шарля Перро рассказывалась языком музыки при помощи двух кларнетов, саксофона, скрипки и двух роялей.

Партитура «Красной Шапочки» родилась в ходе коллективной импровизации – Апергиз создал 50 разных и никак не связанных друг с другом музыкальных фрагментов, которые распределились между эпизодами сказки. Так как спектакль рассчитан прежде всего на детей от младшего школьного возраста и выше, в процессе подготовки композитор приглашал ребят на сцену, проверяя некоторые сценические решения на них.

Специфика жанра инструментального театра такова, что музыканты являются еще и драматическими артистами – перемещаются по сцене и декламируют текст, используя при этом различные речевые техники (традиционное пение, ритмизованное проговаривание, пение в музыкальный инструмент). Новейшие приёмы звукоизвлечения в пьесе Апергиза оказались напрямую связаны с перипетиями классического сюжета.

В отличие от сказки братьев Гримм, версия Шарля Перро – более ранняя, именно она распространена в странах Европы. В ней нет ритуального спасения: девочка и бабушка съедены волком, а в конце звучит мораль о детях, которым не стоит водиться с незнакомыми хищниками. Всё как в оригинале: без доброго конца, но с поучительными наставлениями напоследок!

История Красной Шапочки у Апергиза рассказывается с разных сторон. Одна и та же ситуация – сначала от лица Красной Шапочки, затем – со стороны волка, бабушки и даже в ретроспекции следователя. Композитор показывает событие глазами каждого персонажа, один и тот же текст многократно повторяется. При таком раскладе художественный результат целиком ложится на плечи постановщика, с ролью которого мастерски справился Алексей Смирнов.

Режиссер сотрудничает со «Студией новой музыки» с 2013 года. Он признался, что постановка «Красной Шапочки» стала самым сложным, но и одним из самых интересных проектов. Постановщик нашел много смелых и интересных находок, в частности, при работе с музыкантами старался использовать привычные для тех музыкальные термины: акцент, обрыв, крещендо, сфорцандо, дабы исполнителям было проще вникнуть в специфику актерской игры. Чтобы представить себе, насколько непросто одновременно играть на музыкальном инструменте и одновременно лицедействовать, вообразите двух кларнетистов (волк в «двух лицах») плечом к плечу вдетых в одно пальто, которые исполняют наизусть (!) сложнейший текст. Такое под силу только высокопрофессиональным музыкантам.

Шесть музыкантов ансамбля «Студия новой музыки» – Никита Агафонов и Евгений Бархатов (кларнет и бас-кларнет), Владимир Устьянцев (саксофон и туба), Екатерина Фомицкая (скрипка), Мона Хаба и Наталия Черкасова (фортепиано) – попеременно перевоплощаются в разных персонажей. Иногда на сцене появляется сразу несколько Шапочек и несколько Волков. Роли не фиксируются, музыканты-перформеры словно обмениваются масками. Сюжет сказки неоднократно повторяется в виде свободных вариаций, что дает возможность даже очень маленькому зрителю по-разному воспринять оттенки истории.

Первый в 18-летней истории фестиваля NET спектакль для детей перевернул наше представление об этом жанре. «Красная Шапочка» Жоржа Апергиза удивляет не сюжетом, а его новым прочтением. Сам режиссер в одном из радиоинтервью сказал, что это – «Петя и волк» XXI века. Театральная сказка в доступной форме знакомит детей с инструментами и новой необычной музыкой, которая воспринимается ими интуитивно – проще, чем взрослыми. «Красная Шапочка» может стать отличным вводным уроком в сложное современное музыкально-театральное искусство.

Анна Пантелеева, IV курс ИТФ

Фото Екатерины Краевой

Поделиться ссылкой: