Новости из Китая
№ 2 (1349), февраль 2018
В Китае с 4 по 5 декабря 2017 прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная фортепианной музыке современных российских композиторов. Организатором выступил Научно-исследовательский институт российской музыки – молодое научное сообщество, открытое в апреле 2017 года в Университете г. Линьи (Шаньдун). На сегодняшний день это единственное в Китае учреждение, которое специализируется на изучении российской музыки и российского музыкального образования. Конференция состоялась при поддержке и участии Союза музыкантов г. Линьи и Творческо-исполнительского центра института.
Научное мероприятие международного уровня, посвященное исключительно российской музыке, проводилось в Китае впервые. Неудивительно, что конференция вызвала большой интерес среди китайских и российских музыкантов и исследователей. В ее работе приняли участие музыковеды, пианисты, педагоги – сотрудники Института российской музыки Университета г. Линьи и гости из различных музыкально-образовательных учреждений Китая, России, Белоруссии.
Тема конференции была выбрана организаторами неслучайно: российская фортепианная музыка XIX – начала XX столетий хорошо известна в Китае и давно уже стала неотъемлемой частью исполнительского и учебного репертуара. Сегодня на фоне массового увлечения фортепиано в Китае с новой силой возрастает интерес и к российской фортепианной педагогике. Вместе с тем, произведения композиторов этого периода практически неизвестны ни в любительской, ни в профессиональной среде. Конференция стала прекрасной возможностью привлечь внимание к новой музыке, познакомить китайских музыкантов, педагогов и исследователей с основными тенденциями современного фортепианного творчества России.
Двухдневная программа оказалась довольно насыщенной – круглый стол, мастер-классы по фортепиано, пленарные заседания, экскурсионная программа. Настоящим подарком для всех участников и гостей мероприятия стал состоявшийся в первый день сольный концерт доцента Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Руслана Разгуляева. Программа вечера, включавшая произведения П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Е.И. Иршаи, задала необходимую российскую «тональность» последующим событиям.
В ходе круглого стола активное обсуждение вызвало выступление редактора издательства Юго-Западного педагогического университета Ван Биня, рассказавшего об опыте публикации и внедрения в Китае российских учебно-методических материалов по музыке для начального, среднего и высшего музыкального образования. Российские и белорусские участники дискуссии поделились с китайскими коллегами информацией о новейших учебных пособиях и авторских методиках по фортепиано и музыкально-теоретическим дисциплинам.
Проблематика пленарных заседаний показала, насколько широк может быть круг исследовательских интересов, связанных с изучением современной фортепианной музыки. Сотрудники Научно-исследовательского института представили предварительные итоги работы по теме «Российские композиторы второй половины XX – начала XXI веков и их творчество (фортепианная музыка)» (В. Ворошилова, Ван Дэцун). Сразу несколько докладов были посвящены петербургским композиторам – жанровым и стилевым особенностям фортепианных произведений Б. Тищенко, Е. Иршаи (Р. Разгуляев, Нижегородская консерватория, Хунаньский пед. институт), Ю. Фалика (О. Усачева, Научно-исследовательский институт российской музыки), оригинальному использованию фортепиано как инструмента, сопровождающего вокальный фольклорный коллектив в произведении Г. Белова (А. Остапенко, Санкт-Петербургская консерватория, Харбинская консерватория).
Особое внимание участники конференции уделили детской музыке современных авторов. В представленных докладах были освещены вопросы традиций и новаторства в трактовке циклов фортепианных пьес для детей и юношества (Цюй Ва, Нижегородская консерватория); особенности использования современных композиторских техник в детских фортепианных пьесах М.И. Ройтерштейна (Пэн Чэн, Научно-исследовательский институт российской музыки); проблемы включения в учебный репертуар произведений московского педагога и композитора А. Исаковой (Ю. Акбари, Владимирский университет, Университет Хэдзэ /Шаньдун/). Педагогическую тематику конференции продолжили сообщения, посвященные роли российского музыкального образования в формировании зарубежных национальных композиторских (Ся Юньцзинь, Университет г. Наньтун /Цзянсу/) и исполнительских (Сюй Гуйнин, Научно-исследовательский институт российской музыки) школ.
Живой отклик участников и гостей мероприятия вызвали доклады о джазовой фортепианной музыке и формах ее взаимодействия с академической традицией (К. Усачев, Научно-исследовательский институт российской музыки; А. Бажанов, Шаньдунский Университет искусств).
Подводя итоги конференции, директор Научно-исследовательского института российской музыки профессор Пэн Чэн подчеркнул, что российская композиторская школа всегда славилась высоким профессионализмом и оригинальностью творческих идей. Изучение современной фортепианной музыки России имеет для Китая не только научную, но и практическую значимость. Безусловно, материалы конференции будут интересны и полезны для китайских музыковедов, пианистов, педагогов и композиторов.
Доцент О.В. Усачева,
заместитель директора Научно-исследовательского института