Первозданная музыкальность
№ 8 (1264), ноябрь 2008
19 октября в Большом зале прошел авторский концерт выдающегося мастера русской композиторской школы, народного артиста, лауреата Государственной премии РФ, одного из самых почитаемых педагогов Московской консерватории – профессора Р.С.Леденева. Личность Романа Семеновича – сдержанного, скромного и благородного – не располагает к тому, чтобы торжественно перечислять его регалии. Но все же это необходимо, чтобы напомнить, сколь высоко оценены его творчество и вклад в российскую культуру.
Музыка Р.Леденева регулярно исполняется по всей России и за рубежом. Ее любят играть как совсем молодые музыканты, так и признанные мастера. Среди последних Г.Рождественский, В.Федосеев, М.Янсонс, В.Синайский, Ю.Башмет, Ф.Дружинин, А.Ведерников (бас), М.Лубоцкий…
Концерт в Большом зале, как и авторский вечер к 76-летию композитора двумя годами раньше в Рахманиновском, был организован преимущественно силами студентов и аспирантов Московской консерватории. В исполнении симфонических оркестров кафедры оперно-симфонического дирижирования МГК под управлением доцента А.А.Левина и ЦМШ под руководством профессора А.Н.Якупова, а также молодого баяниста С.Шмелькова и солистов – С.Титовой (сопрано) и М.Золотаренко (баритон) прозвучали пять премьер: «Вечерние cтрадания» для баяна соло, «Маленькая ода» для струнного оркестра, Семь немецких песен для солистов и ансамбля, «Реверанс» – вариации на тему BACH для солистов и камерного оркестра, «Восхищение» для струнного оркестра, а также симфония «Русь – зеленая и белоснежная». Оба коллектива и солисты великолепно провели всю программу, что доставило особую радость Роману Семеновичу. По окончании концерта он признался публике, что был глубоко тронут тем, с каким интересом и азартом играли его сочинения молодые музыканты.
«Вечерние страдания» осязаемо передавали закатное буколическое настроение, куда вклинивались ярмарочно-плясовые пассажи в виртуозном исполнении С.Шмелькова. В «Маленькой оде», посвященной И.А.Барсовой и написанной на звуки ее монограммы, широта дыхания мелодических рисунков и богатство гармонических красок настраивали на длительную дистанцию. Но, к удивлению, произведение завершилось очень быстро: такой вот афоризм или, может быть, лаконичное признание в любви?.. В Семи немецких песнях Р.Леденев отдал дань уважения германской культуре, но как всегда оригинально, по-русски: одноголосные немецкие народные песни в партиях солистов в каком-то причудливом рисунке переплетались с сопровождающими их русскими лирическими мелодиями. Интересно, что и в «Реверансе» музыка ми-минорной прелюдии Баха из I тома ХТК, взятая за основу вариаций на тему ВАСН, не противопоставлялась стилю Р.Леденева, а органически проистекала из нее. И в «Восхищении» для струнного оркестра, посвященном памяти П.И.Чайковского, также возник своеобразный сплав гармонического языка автора и типичных для Чайковского мелодических оборотов. А прозвучавшая во втором отделении симфония «Русь – зеленая и белоснежная» в четырех частях с эпилогом по своей смысловой завершенности и уникальности почерка имеет, на мой взгляд, все шансы стать настоящей классикой, заняв свое место в ряду значительных произведений русского симфонизма.
Роман Леденев – редкий композитор. Пишущий тональную, традиционную музыку, он всегда удивляет свежестью найденных в ней путей, пикантностью гармоний и непредсказуемостью дальнейшего развития. Благодаря этому простые мелодии воспринимаются так же свежо, какими их слышит сам автор. Однако больше всего в его творчестве обезоруживает какая-то первозданная музыкальность, которая не входит в полемику с историей эстетики, не выступает в роли ее предводителя или послушника, а как бы пребывает сама по себе, в своем естестве…
Отрадно, что такое важное событие, как авторский концерт композитора-современника, состоялось при активном участии молодых музыкантов. Далеко не всегда действительно ценное явление способно пробиться сквозь сегодняшний цивилизационный поток: оно нуждается в последовательной пропаганде, ведь настоящее искусство всегда побеждало забвение именно благодаря ценителям. А у Романа Леденева, к счастью, ценителей в России много. Надеемся, что с их помощью интерес к его музыке будет постоянно расти – и в нашей стране, и за ее пределами.
Арман Гущян,
преподаватель МГК