Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Стравинский съездил в Лондон

№3 (1350), март 2018

В конце 2017 года Московская консерватория с удовольствием откликнулась на приглашение Королевского колледжа музыки Лондона принять участие в фестивале Лондонского симфонического оркестра под управлением Владимира Юровского «Changing Faces: Stravinskys Journey». Московская консерватория и Королевский колледж заключили договор о сотрудничестве уже более 10 лет назад. С тех пор множество наших выпускников – пианистов и струнников – получили степень магистра в этом авторитетнейшем учебном заведении британской столицы, открытом еще в 1882 году и находящемся под августейшим покровительством Королевы Елизаветы II.

Предложенный колледжем репертуар для студенческого выступления – концертное исполнение музыкально-театральных произведений И.Ф. Стравинского, а именно, одноактной оперы «Мавра» и веселого представления с пением «Байка о Лисе, Петухе, Коте да Баране» – достаточно труден для реализации в рамках образовательного процесса. Тем не менее, практически все факультеты и административные подразделения Alma Mater с энтузиазмом взялись помочь реализовать этот непростой проект.

Перед гастролями было решено осуществить два концертных прогона в Рахманиновском зале консерватории. Однако задача осложнялась отсутствием необходимого в «Мавре» оркестрового сопровождения, т.к. основное время репетиций выпадало на зимние каникулы. И если «Байку» согласился исполнять консерваторский ансамбль «Студия новой музыки», у которого она была в репертуаре, то для «Мавры» усилиями деканов, профессоров В.М. Иванова и А.В. Соловьева, был собран новый оркестровый коллектив, дополненный артистами «Студии».

Дирижер московских выступлений – студент V курса Азим Каримов – совершил практически невозможное. За неполных два месяца он тщательно отрепетировал оба произведения с двумя составами солистов. Предварительную подготовку вокалистов, которых отобрал и рекомендовал профессор П.И. Скусниченко, блестяще провели концертмейстеры Александра Котляревская и Евгений Сергеев. Благодаря подлинно творческой отдаче участников, московские премьеры, которые прошли 14 и 19 февраля поздним вечером (в 22:00), превратились в эффектные аншлаговые представления, а концертное исполнение – в полноценные спектакли.

А. Каримов, воспитанник профессора Г.Н. Рождественского, перенял характерные приемы маэстро в работе над постановкой «Мавры» (2013) в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского: умение передать удивительную собранность и при этом прозрачность партитуры на точной ритмической основе (уникальной составляющей музыки Стравинского), привнеся и свои индивидуальные черты – по-европейски выверенный баланс групп оркестра, выразительность дирижерского жеста и педагогическую волю в общении с коллективом.

Еще одна часть успеха – яркая работа студента режиссерского факультета ГИТИСа Александра Бильданова. Центральным сценическим акцентом в «Мавре» оказался самовар, который, к слову, впоследствии переместился на лондонскую сцену, чем немало позабавил английскую публику (наши прибыли в Лондон «со своим самоваром»!).

Изюминкой консерваторской постановки «Байки» стало участие артистов Государственного академического театра классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. По словам проф. С И. Савенко, «Байка» была первым театральным сочинением Стравинского из серии так называемых микстов – сценических произведений, объединяющих музыку, пение и хореографию, поэтому включение в концертное действие балета стало логичным и соответствовало замыслу композитора. Артисты балета придумали собственную сценографию под руководством Народной артистки России Н. Касаткиной. Отметим, что ввиду сложности сценического воплощения балет принимал участие лишь в избранных исполнениях «Байки» – последнее представление состоялось более 40 лет назад, в 1974 году в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Наталия Касаткина, которая присутствовала 14 февраля в Рахманиновском зале, украсила вечер уникальными воспоминаниями о своем общении со Стравинским в Нью-Йорке, заметив, что «Стравинский, можно сказать, самый главный композитор в нашей жизни…», а также подчеркнула важные детали новой постановки «Байки»: «Создание этой хореографической композиции наши солисты осуществили из подбора движений, придуманных для музыки Стравинского, в частности, к «Весне священной», Владимиром Василёвым и мною. Конечно, под моим наблюдением и при моем участии».

Московские представления стали важной «пробой пера» для солистов и, безусловно, помогли им достойно выступить 27 февраля на сцене Amaryllis Fleming Concert Hall с симфоническим оркестром Лондонского Королевского колледжа. Дирижер – музыкальный руководитель Английской национальной оперы сэр Мартин Браббинс, будучи выпускником Санкт-Петербургской консерватории, моментально нашел общий язык с московскими студентами, логично выстроил программу концерта – от «Байки» «русского» периода Стравинского к «Мавре» «неоклассического» периода, чутко воспринял и передал публике присущий партитурам гротеск и черты водевильности.

По словам руководства Колледжа, получилась настоящая «вечеринка в русском стиле». Артисты «Мавры» – Алена Розкопа (Параша), Александр Чернов (Гусар), Анна Викторова (Мать), Вероника Ершова (Соседка) – восхитили публику динамичным исполнением, незаурядными актерскими способностями и ярким драматизмом финальной сцены. Солисты «Байки» – Александр Бородейко, Богдан Галяпа, Тимофей Павленко и Кирилл Капачинских – в жестких рамках концертного исполнения устроили настоящее представление с выразительной мимикой и театрализованными мизансценами. Молодые артисты получили огромное удовольствие и глубокое творческое удовлетворение. Подводя итоги, один из них (Т. Павленко) подчеркнул: «Незабываем опыт работы с мастером высочайшего класса, дирижером Мартином Браббинсом. Ни одна фраза не была оставлена без его присмотра. При малейшем звуковом дисбалансе маэстро прибирал звучность оркестра, щадя живой инструмент певцов. Необходимо отметить профессионализм оркестра, виртуозную школу духовиков и прекрасную цимбалистку!».

Организацией столь важного мероприятия по поручению ректора занимались его помощницы Я.А. Кабалевская и Ю.С. Куприянова. Ощутимую поддержку каждый в своей области оказали проректоры В.А. Катков, проф. Л.Е. Слуцкая, руководитель Управления международного сотрудничества проф. М.И. Каратыгина. Усилия всех увенчались не только ярким выступлением в Лондоне – концерт транслировался на весь мир в режиме online. На сайте Московской консерватории также можно было подключиться к просмотру.

Ректор консерватории, проф. А.С. Соколов в своем вступительном слове к московской премьере отметил: «Я хочу сказать спасибо всем тем, благодаря кому год Стравинского не заканчивается и имеет такое блестящее продолжение. Конечно, моя первая благодарность – инициативе и проявленному доверию Владимира Михайловича Юровского, который сегодня присутствует в зале и которому я признателен за постоянные встречи с нашим оркестром и дирижерами. Конечно, Стравинский – это большое испытание на зрелость, прежде всего, для вокального факультета. Поэтому мы сделали два равнозначных состава для наших постановок, уже имеющих перспективы показа не только в Лондоне, но и в Вене. Нас это очень радует. Таким образом, мы реализуем давно заключенные договоры о сотрудничестве между Московской консерваторией и лондонским Королевским колледжем музыки, как и между консерваторией и Венским университетом».

Собкор «РМ»

Фото Дениса Рылова

Поделиться ссылкой: