Творческая исповедь
№ 8 (1264), ноябрь 2008
В этом году исполнилось 85 лет одному из старейших профессоров Московской консерватории – заслуженному деятелю искусств России композитору Георгию Ивановичу Сальникову. Многие годы он открывает студентам особый и самобытный мир духового оркестра, не забывая при этом и о своем призвании композитора, – его огромный творческий путь, включающий в себя несколько масштабных симфонических полотен, уже переступил порог XXI века.
Я прожил большую, насыщенную событиями жизнь, — рассказывает о себе юбиляр. — Почти весь XX век прошел на моих глазах. Я был свидетелем периода чудовищных сталинских репрессий, во время которых было уничтожено огромное число ни в чем не повинных людей. Немало трудностей пришлось испытать и в последующие десятилетия.
Музыкой я стал заниматься с ранних лет и годам к 12-ти твердо решил, что обязательно стану музыкантом. Окончил музыкальную школу и поступил в музыкальное училище по специальности «фортепиано», но моя учеба была прервана начавшейся войной. Я был призван в армию и направлен на фронт, принимал участие в боях и был ранен. Вернуться к занятиям музыкой мне удалось лишь в 1945 году. После окончания училища я поступил в Московскую консерваторию и уже в 1948 году окончил ее как пианист в классе профессора В. В. Софроницкого, а в 1953 году окончил Ленинградскую консерваторию как композитор, обучаясь в классе доцента Ю. В. Кочурова и О. С. Чишко. И уже осенью 1953 года вновь оказался в Москве, получив направление на кафедру инструментовки Военно-дирижерского факультета.
Здесь все было для меня ново и интересно. Я повседневно слышал духовые оркестры и постепенно осознал все богатство и своеобразие этого жанра музыки. Неудивительно, что вскоре я стал инструментовать и сочинять для духового оркестра, некоторые из моих сочинений неоднократно звучали в концертах, записывались на грампластинки и издавались в нашей стране и за рубежом. Но тем не менее я никогда не забывал и симфонический оркестр.
9 ноября в Большом зале консерватории состоялся авторский концерт симфонической музыки профессора Г. И. Сальникова. Его открыла «Юбилейная здравица», посвященная 140-летию Московской консерватории (Я процитировал мелодию арии Елецкого из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского и как бы переадресовал слова «Я Вас люблю, люблю безмерно, без Вас не мыслю дня прожить» юбиляру, т. е. консерватории). Вслед за «Лирическим концертино» для гобоя с оркестром прозвучала драматическая поэма-кантата «Письма с фронта» для оркестра с участием сопрано, посвященная погибшему на фронте другу композитора Игорю Маслову. А закончилось первое отделение двумя танцами — «Медленный вальс» и «Эксцентрический танец» — из оперы «Песня из России».
«Ода к 1000-летию Крещения Руси» и «Уголок старой Москвы» (III часть сюиты, посвященной Москве), очень русские по колориту произведения, существующие и в духовом, и в симфоническом вариантах, открыли второе отделение. За ними последовала «Исповедь» для симфонического оркестра и небольшого мужского хора на слова известной молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». (Я имел в виду не столько духовную исповедь, сколько творческую, своего рода отчет за прошедшую долгую жизнь…) А завершила программу поэма для большого симфонического оркестра, хора и солиста (баритон) — «Сказание о Храме Христа Спасителя».
Когда Храм Христа Спасителя был варварски разрушен властями того времени, мне было 8 лет. Я помню, как я по-своему, по-детски переживал разрушение храма, в котором я бывал и который очень любил. Поэтому много лет спустя, когда я узнал, что он будет восстановлен, я решил откликнуться на это событие созданием большого сочинения, над которым проработал больше двух лет. В музыке поэмы на слова «Молитвы о спасении России», опубликованной Церковью, использованы две цитаты — знаменный распев «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим» и «Интернационал» (в виде отдельных интонаций, символизирующих разрушительные силы). Первым исполнением «Сказания о Храме Христа Спасителя» с хором и солистом дирижировал Д. М. Орлов. Оно прошло с огромным успехом и убедило меня в том, что это лучшее из всего, что мною было создано за всю мою жизнь.
Михаил Пучков