Человек Возрождения
№ 9 (1265), декабрь 2008
Знакомство с многогранным творчеством профессора кафедры теории музыки Наталии Александровны Симаковой началось для меня задолго до консерватории, когда ко мне в руки случайно попала книга «Вокальные жанры эпохи Возрождения». На ее страницах для меня вдруг явственно ожил и зазвучал во всем богатстве и многоцветии незнакомый до того музыкальный мир.
Уже много позднее, когда мне посчастливилось попасть к Наталии Александровне на курс полифонии, я никак не могла поверить очевидному: каким образом вместо иссушенной многолетними пребываниями в пыльных архивах femina theorica автором той книги вдруг оказалась необыкновенно живая и обаятельная женщина, обладающая природным изяществом и утонченным вкусом во всем? Поразила необычайная цельность ее натуры: казалось, будто Наталия Александровна сама была как бы гармоничным «продолжением» тех шедевров, о которых так увлекательно рассказывала. Сразу стало понятно, что только у такого автора могли ожить и зазвучать далекие от нас творения прошлого, поскольку в науке ее интересует не только summa ratio, конечный результат исследований, но и путь к нему, а главное – сама музыка как художественное явление. И, пожалуй, самое необычное для большого ученого – это горячее желание увлечь открытыми ею сокровищами других.
Талант Н.А.Симаковой поистине универсален: это и талант большого ученого-исследователя, и редкий дар оратора, и талант исполнителя (не всем известно, что в свое время она закончила еще и фортепианное отделение музыкального училища при консерватории и долгие годы параллельно работала по этой второй специальности). И все стороны ее дарования, к счастью для коллег и учеников, воплотились в ее творчестве.
Широта научных интересов Наталии Александровны отразилась прежде всего в ее публикациях. Это не только ряд интереснейших книг и учебных пособий по полифонии, по которым учится вся страна, но и большое количество методических разработок – программ по полифонии для разных специальностей. Будучи оригинальным и эрудированным ученым, Наталия Александровна опирается на традиции лучших отечественных ученых-полифонистов – С.И.Танеева, М.В.Иванова-Борецкого, В.В.Протопопова, объединяя и по-новому осмысляя их наследие.
Н.А.Симакова – прекрасный лектор, равного которому можно встретить нечасто. Помню, в годы учебы нас буквально поражал ее дар с необыкновенной легкостью, изяществом и артистизмом преподносить студентам сложнейший теоретический материал и при этом представлять его так, что он становился близким и понятным всем и каждому. Ее лекции не просто учили, они заставляли нас думать. Благодаря им многие изменили либо выбрали свою специализацию, поскольку необыкновенно рельефное и вместе с тем ясное представление о музыке и эпохе, которое создавали лекции Наталии Александровны, позволяло каждому безошибочно почувствовать, что ему наиболее близко.
Этот дар Наталии Александровны относится, однако, не только к области преподавания, но и к ее собственным книгам. Излагая и систематизируя в них огромное количество самого разнообразного материала, она придает ему строгую логику изложения, укладывая в тесные рамки книг, казалось бы, невмещаемое – как по количеству, так и по разнообразию составляющих.
Свой юбилей Н.А.Симакова отмечает как настоящий ученый – выходом в свет двух новых книг: одна из них откроет широкому кругу читателей неизвестную ранее грань научных интересов исследователя (чешская музыка XX века), а вторая завершит «трилогию» – подлинную энциклопедию по истории контрапункта. Ученый широкого научного диапазона и неослабевающей творческой активности, Наталия Александровна полна новых замыслов. Мы от всего сердца поздравляем ее с юбилеем, желаем крепкого здоровья и осуществления всех творческих проектов, результаты которых мы так ценим и всегда с нетерпением ждем.
Е.О.Дмитриева,
преподаватель МГК