Виктор Мержанов. «Музыка должна разговаривать»
№ 9 (1265), декабрь 2008
Книга явилась долгожданным подарком не только для самого В. К. Мержанова, его многочисленных учеников, коллег и друзей, но и для большинства отечественных музыкантов и меломанов. Герой повествования — народный артист СССР, лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, профессор Московской консерватории, пианист-концертант, давший за 60 лет исполнительской деятельности свыше 2500 разнообразных концертов в России и многих уголках земного шара. Педагог, воспитавший свыше 100 учеников и одновременно ведущий курсы фортепианного мастерства в России, Англии, Франции, Германии, США, Италии, Чехии, Словакии, Польше, Венгрии, на Кубе, в Югославии, Японии, Белоруссии, Украине, Армении, Азербайджане, Эстонии, Латвии, Литве. Член жюри множества международных конкурсов, организатор музыкальных фестивалей в Тамбове и Тамбовской области, а также Международного конкурса имени Рахманинова… Это далеко не полная часть огромного «послужного списка» Виктора Карповича Мержанова.
В сборнике статей нашли отражение разные грани творческой личности музыканта — философа-исследователя, педагога, публициста, музыкального критика, общественного деятеля и просветителя. Издание включает в себя краткий биографический очерк, две главы и объемное приложение. События творческой жизни помогают систематизировать интересные и разнообразные фотографии.
В первой главе — «Слово В. К. Мержанову» — своими соображениями об отдельных шедеврах мировой классики, о проблемах в области педагогики и о своих знаменитых современниках делится сам В. К. Мержанов, проявляя себя не только маститым музыкантом, но и незаурядным мыслителем, глубоко проникающим в проблемы своей профессии. Здесь и содержательная, во многом очень свежая трактовка таких знаменитых произведений, как «Хорошо темперированный клавир» Баха, Соната b-moll Шопена или Пятая соната Скрябина, и характеристики выдающихся музыкантов — С. Е. Фейнберга, С. В. Евсеева, Э. Г. Гилельса, С. В. Рахманинова, и обобщения многолетнего педагогического опыта, связанные с конкретными рекомендациями в области технической подготовки молодых пианистов или организацией процесса домашних занятий. Вторая глава — «Слово ученикам В. К. Мержанова» — написана воспитанниками Виктора Карповича и посвящена любимому профессору. Среди авторов — педагоги Московской консерватории, профессора З. А. Игнатьева, Ю. С. Слесарев, Н. Н. Деева, Т. В. Шебанова и известная японская пианистка Хидейо Харада.
Приложение открывают фортепианные обработки органных сочинений, сделанные Виктором Карповичем. Наряду с его афоризмами, выступлениями в печати и интервью в этом разделе дан перечень выступлений пианиста, указаны изданные звукозаписи и произведения концертного репертуара, перечислены ученики и дирижеры, с которыми ему довелось выступать.
Книга написана живым, увлекательным языком и представляет большой интерес для музыкантов-профессионалов и любителей классического искусства. Ученики и друзья профессора надеются, что за этой «первой ласточкой» последуют дальнейшие издания, более подробно освещающие многогранную деятельность В. К. Мержанова.