Двойной праздник
№9 (1365), декабрь 2019
1 октября, в Международный день музыки, в Большом зале консерватории прошел концерт памяти выдающейся пианистки, профессора Московской консерватории Веры Васильевны Горностаевой. Праздник получился двойным, поскольку именно 1 октября 2019 года пианистка отпраздновала бы свое 90-летие.
При жизни Вера Горностаева получила признание благодаря необыкновенному исполнительскому мастерству, яркими гранями которого были особое благородство, чистота, естественность чувств, и, вместе с тем, – глубочайшее уважение к композитору, музыку которого она исполняла. Представленные на мемориальном концерте произведения явились идеальным «зеркалом», отразившим все грани ее исполнительского кредо. Уже давно стало доброй традицией отмечать юбилей Веры Васильевны музыкальным праздником, на котором выступают ее ученики. И нынешний год не стал исключением.
Загадочные Три пьесы, D946 Шуберта прозвучали нежно и проникновенно в исполнении Вадима Холоденко. Хорошо знакомый всем «Венский карнавал» Шумана заиграл свежими и яркими красками: в бравурном исполнении Лукаса Генюшаса – внука пианистки – явно угадывалась «домашняя работа» над тончайшими оттенками звука и даже обертонов. В педальной технике пианиста (в пример многим другим исполнителям) не было ни единой помарки или грязи в аккордах.
«Сонатой-воспоминанием» a-moll Метнера из цикла «Забытые мотивы» второе отделение концерта открыла Полина Осетинская. Ее исполнение постепенно приобрело черты настоящего спиритического сеанса и дух восхищенного Метнера будто бы витал над сценой. Беззащитный силуэт, хрупкие плечи и даже сама необычная посадка исполнительницы за роялем (явно напоминавшие Иду Рубинштейн с картины Серова) как нельзя более соответствовали крайней меланхоличности метнеровской сонаты, которая звучала в абсолютной тишине затаившего дыхание зала. При этом пресловутая меланхоличность не имела никаких признаков декаданса и упадничества.
Выступившие следом Максим Филиппов и Дарья Петрова во всей красе раскрыли слушателю Прокофьева. Они исполнили сюиту из балета «Золушка» в переложении Михаила Плетнёва. Искрометная яркость этого знаменитого произведения была усилена великолепной аранжировкой Плетнёва, который акцентировал в фортепианной версии «Золушки» все те качества, благодаря которым Прокофьев любим публикой.
Яркое абхазское солнце озарило сцену в лице великолепной Хиблы Герзмавы, которая, как и проработавшая в Московской консерватории более 50 лет Горностаева, являет своим творчеством пример глубочайшей преданности Alma mater. Оперная певица открыла цикл Прокофьева «Пять стихотворений Анны Ахматовой» коротким номером «Солнце комнату наполнило». Аккомпанировала ей Екатерина Ганелина.
Прошедший концерт открыл очередной фестиваль «Эстафета Веры», который будет идти в залах Московской консерватории до 9 апреля 2020 года.
Екатерина Пархоменко, студентка, муз. журналистика