Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

На передовой

№4 (1369), апрель 2020

В условиях глобальной пандемии и объявленного карантина на передовой позиции оказался деканат по работе с иностранными студентами Московской консерватории уже в самом начале второго семестра. Надев маски защиты и «вооружившись» чесноком, сотрудники этого подразделения первыми вступили в контакт с приехавшими после зимних каникул студентами из разных стран, в том числе, из Китайской Народной Республики.

Возглавляя много лет иностранную комиссию на межфакультетской кафедре фортепиано, имея дело со сменным составом педагогов, преподающих нашу непростую дисциплину студентам всех факультетов, кроме специального фортепиано, я приняла распоряжение руководства (основанного на постановлении Правительства о дистанционной форме работы в вузах страны), взяла электронные адреса своих студентов и начала с ними переписку. То же самое я предложила преподавателям кафедры, работающим с иностранными студентами. 

Нам пришлось отказаться от привычной деятельности, которая требует личных контактов на массовых мероприятиях, мы подобрали и предложили нотный материал для новых форм работы со студентами разных факультетов и многое другое, сообразуясь со спецификой момента. Сейчас, по прошествии двух месяцев занятий в online, можно дать некоторые оценки этой форме обучения, применительно к данному предмету. И не только.

Имея в виду образ будущего, несомненно, что online займет значительное место в системе образования. Новые технологии всегда рождают новые стандарты. Однако, сегодня, глобальное ее применение наспех, может сформировать нежелательные позиции работы в этом формате. И здесь главное – не навредить, выработать положительный опыт. Задача педагога – компиляция тем и способов обучения. Любой формат важен и нужен, если подходить к нему творчески. 

На нашей кафедре индивидуальная форма работы со студентом имеет огромные преимущества. Решающее значение здесь получает личностное общение педагога со студентом. Но в данное время следует максимально использовать те особенности, которые предоставляет формат online.

Вспомним высказывание великого Антона Григорьевича Рубинштейна: «Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души». Вспомнив, разделим нашу работу по указанным двум направлениям. Первое: ремесло (двигательные приемы игры на музыкальном инструменте); второе: собственно музыка (содержание исполняемого музыкального произведения). Общение в формате online может с успехом использовать и тот, и другой вид работы, имея основой  классическую русскую фортепианную школу. Возможно, это потребует перехода  из привычной для музыканта эмпирики в сферу интеллекта и самоконтроля.

Итак: ремесло – начало всякого искусства. Без тщательной работы здесь  инструменталист остается дилетантом. Видеоэкран в работе online высвечивает  конкретику двигательного аппарата играющего инструменталиста и заостряет внимание на этом, как ученика, так и преподавателя. «Преподавая плохому ученику, я сам учусь», – говорил великий Давид Ойстрах. Положительное значение работы в online, ввиду наглядной конкретики, несомненно: она помогает убрать лишнее, очистить от неточных или ошибочных движений. Все это в целом должно повысить культуру владения инструментом.

И, конечно, собственно музыка. В этой части работы очень важен ответ на вопрос: готов ли студент к работе с мастером, которым является или должен являться, профессор? Формат online дает безбрежные возможности в деле повышения музыкального и общеобразовательного ценза ученика. Но педагог должен уметь направить ученика, научить его учиться, зарядить ученика жаждой знаний. Желательно на всю жизнь. Вспомним древний афоризм: «Ум – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь!».

Конечно, в этой части работы следует применять и конкретику: выводить ученика на концептуальный тип мышления, то есть, уметь объединить отдельные замечания в принципы. Можно предложить ученику сделать топографический чертеж исполняемого произведения для лучшего понимания его формы. Можно указать на зависимость агогики от гармонической краски звучащей вертикали и т.п. 

Приемов много. И нужно, чтобы сам педагог был вооружен ими и активен в своих подходах. Работа в формате online может многому научить. Может вернуть, в частности, наше внимание к так называемым «мелочам», которыми в последнее время пренебрегают и в жизни, и в искусстве. Но главное, чтобы этот формат не превратился в ЕГЭ, чтобы не исчез творческий климат, царящий обычно в классе музыканта. Чтобы в деловых советах не потерялись артистические взлеты.

Профессор Р.А. Хананина

Поделиться ссылкой: