Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Это свет в конце тоннеля!»

№4 (1369), апрель 2020

Богатая концертная жизнь Московской консерватории – ее важнейшее творческое завоевание. Музыканты мирового уровня, маститая профессура и студенчество, знаменитые мастера со всего света и восходящие молодые звезды – все знают и боготворят ее залы, особенно несравненный Большой, считая высокой честью каждое выступление на этих великих подмостках. Обожают его и столичные слушатели, для многих из которых концерты в Московской консерватории – неотъемлемая часть их духовной жизни. Ограничения на нее – массовый карантин и самоизоляция – тяжелое, мучительное событие для тех и для других. Для всех. Понимая это, Консерватория постаралась смягчить удар. Сложный механизм организации концертной жизни Консерватории находится в руках Проректора по концертной деятельности, заслуженного работника культуры РФ В.А. Каткова. Именно с ним о возникших проблемах и новых решениях по просьбе «Российского музыканта» поговорила доцент Московской консерватории Я.А. Кабалевская. Их беседу мы представляем вниманию наших читателей:

 Виталий Александрович, после объявления в Консерватории внеочередных каникул в связи с эпидемией коронавируса, всех очень волновал вопрос, как продолжать концертную деятельность. Даже в Великую Отечественную войну в Большом зале шли концерты, и вдруг он «замолчал». Для ценителей классической музыки это стало большим ударом. Расскажите, как возникла идея исправить эту ситуацию и провести фестиваль «Московская консерватория – онлайн»?

– Музыка всегда была и остается колоссальной поддержкой для всех людей. Ее сила и мощь, помноженные на талант автора и мастерство исполнителя, дают ощущение радости и стабильности. Она помогает обрести веру в то, что мы справимся с любыми трудностями. Недаром в самые сложные для нашей страны годы рождалось много великих музыкальных произведений. Музыкальные события приобретали особую значимость. И именно поэтому руководство Консерватории приняло решение провести фестиваль «Московская консерватория – онлайн». Это стало важным шагом навстречу консерваторской аудитории. Было необходимо упрочить связь с нашими любимыми слушателями, чтобы они знали: концертная жизнь Консерватории продолжается! Мы вместе даже в сложные времена.

Юрий Башмет

 Вы оказались «на передовой», т.к. фестиваль был организован буквально за пару дней. Как Вам и Вашей команде это удалось?

– В Московской консерватории работают увлеченные своим делом, талантливые люди. Думаю, именно поэтому нам удалось все организовать так быстро. Александр Сергеевич Соколов сразу поддержал идею фестиваля и принял непосредственное участие в его формировании. Под руководством ректора была создана рабочая группа, состоявшая из сотрудников Телевидения консерватории, Центра звукозаписи и звукорежиссуры, Отдела информационной политики и рекламы, Отдела международного сотрудничества, Отдела компьютерных технологий и многих других. Вся команда работала быстро и самоотверженно. Общими усилиями мы начали фестиваль 21 марта выступлением Юрия Башмета, Ксении Башмет и «Солистов Москвы».

 А с какими сложностями Вы столкнулись? Как вела себя «техника»?

— Сложности? Нет, скорее речь не о сложностях, а о том, что пришлось принимать неожиданные и гибкие решения. Нестандартная ситуация активизировала творческий потенциал. Особенно это проявилось при формировании программы фестиваля и в процессе проведения прямых эфиров. Удалось договориться о концертах с ведущими музыкантами, практически все из которых выпускники и преподаватели Консерватории. И техника почти не    давала сбоев. Но если даже возникали непредвиденные ситуации, то благодаря слаженной командной работе все решалось очень быстро.

Николай Луганский

– Какие исполнители согласились принять участие в программе фестиваля?

– Мы обратились к большому количеству исполнителей и практически от всех получили согласие. Музыканты понимали, что их выступление будет поддержкой и настоящим подарком для слушателей в это непростое время.

 Юрий Абрамович Башмет  большой друг Консерватории, как он отнесся к приглашению?

– Профессор Ю.А. Башмет – истинный патриот Консерватории, ее выдающийся выпускник, – с радостью откликнулся на приглашение Александра Сергеевича и открыл программу. Нам также удалось провести и записать концерты замечательных музыкантов: Николая Луганского, Даниила Крамера и его трио, Алексея Мельникова, солистов оркестра «Виртуозы Москвы», Константина Волостнова, Петра Главатских. И надо сказать, для всех исполнителей это было возможностью выступить перед публикой, выразить свою поддержку, солидарность со всем миром, который попал в такую сложную ситуацию. Мы уверены, что записанные концерты войдут в золотой фонд телевидения Московской консерватории.

Даниил Крамер

 Мы все с большим интересом следили за трансляциями. Хочется обратить внимание на новую и важную составляющую онлайн-концертов  непосредственный отклик слушателей со всего мира, исчезновение «четвертой стены» и возможность обсуждения прямо во время трансляции. Как Вы к этому относитесь?

– Прежде всего, порадовала реакция наших слушателей. Были очень интересные, теплые комментарии, сопровождавшие концерты. За время проведения трансляций мы получили массу положительных эмоций. География наших слушателей также существенно расширилась: отклики поступали не только из Москвы, но и из российских городов, Греции и даже с Балеарских островов!

 Может быть, вспомните какие-нибудь любопытные эпизоды и ситуации в режиме онлайн?

– Вот что написали наши слушатели: 

«Музыка счастья […]. Дарья Чернакова просто наш Мингус! Александр Зингер потряс мастерством и культурой звука! Даниил Крамер  соперник Оскара Питерсона!!!»

«Спасибо организаторам за потрясающую возможность видеть и слышать таких исполнителей!!! Удивительная пятница получилась! Волшебная!!!»

«Браво!!!!! Спасибо большое Николаю Луганскому за блестящий концерт и Московской консерватории за организацию! Такой сильный концерт в таких сложных условиях… Это свет в конце тоннеля!»

Константин Волостнов

– После усиления карантинных мер через неделю после начала фестиваля от выступлений пришлось отказаться. Как формировалась дальнейшая программа фестиваля?

– Важно в любых ситуациях смотреть на несколько шагов вперед. Уже разрабатывая первую неделю онлайн-концертов, мы рассматривали как перспективу большой программы на несколько недель, так и другие варианты развития событий. В архивах телевидения Консерватории есть масса интереснейших материалов: концертов, мастер-классов, интервью и др. Было принято решение показать все то, чем славится и гордится Консерватория. Это выступления наших выдающихся профессоров, партнерские проекты, программа «В гостях у ректора Московской консерватории»… Уникальным событием стал показ записи мастер-класса выдающегося дирижера современности Ю.Х. Темирканова. Не буду раскрывать все секреты, но скажу, что у телевидения Московской консерватории есть чем удивить и порадовать нашу публику. Так что ждите новых эфиров!

Алексей Мельников

– Очевидно, что делать прогнозы рано, но как Вы, с учетом многочисленных переносов, предварительно выстраиваете концертный план Большого и камерных залов на осенний и зимний сезоны?

– Учитывая то обстоятельство, что несостоявшиеся концерты мы стараемся перенести на более поздний срок, ожидается, что осенне-зимняя программа будет настоящим фейерверком интереснейших музыкальных событий. Наша основная задача – сохранить и упрочить лидирующее положение Московской консерватории в концертной жизни. Мы будем стараться провести все те проекты, которые были запланированы, как в Большом зале, так и во всех камерных залах.

– Насколько, по Вашему мнению, пострадает культурная экономика и будет ли в связи с этим меняться ценовая политика на билеты?

Пётр Главатских

– Насколько полезен опыт проведения онлайн-концертов? Сохранится ли эта традиция в Консерватории?

– Вынужденный перерыв, безусловно, отразится на всей экономике в целом и на концертной деятельности в том числе. У консерваторских концертов всегда были очень демократичные цены, поэтому я уверен, что они будут также доступны для широкой публики, как и до этой невольной паузы. И мы верим, что наши постоянные слушатели останутся с нами, а проведение Консерваторией онлайн-концертов привлечет и новую публику.

– Безусловно, этот опыт оказался очень полезным. И, прежде всего, для развития возможностей телевидения Консерватории. Состоялись концерты в разных жанрах. Был получен неоценимый опыт работы в прямом эфире. Мы привлекли новых слушателей. Этим положено начало еще одной страницы в развитии Московской консерватории: наше телевидение сейчас способно транслировать самые яркие события в режиме онлайн. Люди, находящиеся далеко от Москвы, могут в режиме реального времени присутствовать на концертах и получать максимум удовольствия от консерваторских проектов.

В заключение я хотел бы пожелать всем нам здоровья и терпения. Уверен, что мы обязательно скоро увидимся на концертах в наших замечательных консерваторских залах!

С В.А. Катковым беседовала Я.А. Кабалевская

Поделиться ссылкой: