Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В мире современной музыки

№5 (1370), май 2020

Пауза в активной культурной жизни спровоцировала резкий спрос на онлайн-предложение и в образовательной, и в концертной сфере. Возможность бесплатно слушать концерты из всех крупных залов мира и смотреть видеолекции практически на любые темы – следствие борьбы организаций культуры за свою аудиторию в интернет-пространстве, борьбы, которую, в конечном свете, выиграет только качественный контент. Центр современной музыки МГК давно планировал начать систематическую работу с уже имеющимися материалами. Но найти для этого время в насыщенном учебно-концертном графике было не просто. В 2020 году сама жизнь задала новый вектор, и в предложенных обстоятельствах на основе уникального архива ЦСМ запустил онлайн-проект под названием Студия education. Он совпал с празднованием круглой даты у художественного руководителя Центра Владимира Григорьевича Тарнопольского, к которой приурочен ряд мероприятий не только ЦСМ, но и ведущих международных фестивалей, ансамблей и оркестров.

Владимиру Тарнопольскому – 65

Композитор, профессор, один из инициаторов возрождения Ассоциации современной музыки, руководитель класса ассистентуры-стажировки Оркестр современной музыки, художественный руководитель ансамбля солистов «Студия новой музыки» и Центра современной музыки, основатель кафедры современной музыки, организатор шестнадцати международных фестивалей «Московский форум», огромного количества международных проектов в Московской консерватории и на других площадках Москвы, гастролей ансамбля в России и за рубежом… Можно бесконечно перечислять сферы деятельности Владимира Григорьевича, и в каждой будет впечатляющий перечень названий, имен, событий, явлений, без которых мы сегодня не представляем новейшей истории современной отечественной музыки.

В этом году у Владимира Тарнопольского сразу несколько премьер. В феврале в Концертном зале имени П.И. Чайковского впервые в России прозвучало оркестровое сочинение Be@thoven-Invоcation, написанное для Бетховенского фестиваля в Бонне. Буквально в эти дни для юбилейного диска Ensemble Modern он заканчивает пьесу «Форсаж», которая прозвучит в декабре в Alte Oper Frankfurt.

В октябре запланированы два юбилейных концерта в Московской консерватории – из сочинений самого В.Г. Тарнопольского и выпускников его класса. На фестивале «Другое пространство» в Московской филармонии 21 ноября Госоркестр имени Е.Ф. Светланова исполнит российскую премьеру сочинения «Красное смещение» для большого оркестра и электроники. На фестивале в Монако в исполнении Филармонического оркестра Монте-Карло прозвучит его Tabula Russia. И завершит юбилейный год 3 марта концерт-портрет в Камерном зале Московской филармонии.

В июне по приглашению Даниэля Баренбойма ансамбль «Студия новой музыки» (первый российский коллектив) должен был выступить с сольным концертом в новом берлинском Зале имени Пьера Булеза. В программу, посвященную современной отечественной музыке, планировалось включить пьесу В. Тарнопольского «Портрет девушки с томиком Павезе» для сопрано и ансамбля и премьеру новой пьесы А. Вустина (1943–2020), которую автор, к сожалению, уже не услышит.

Не считая юбилейного года, оркестровая и театральная музыка Владимира Тарнопольского звучит в России все же крайне редко, где он известен, вопреки количеству поступающих из-за рубежа заказов, в основном благодаря своей обширной просветительской деятельности.

По направлению к авангарду

В 1989 году молодые композиторы во главе с Эдисоном Денисовым, возрождая Ассоциацию современной музыки (АСМ), стремились как можно больше узнать о запрещенном западном, или буржуазном искусстве. Но времена стремительно менялись, и в 1990-е Россия переживала настоящий бум новой музыки, для исполнения которой требовался подготовленный коллектив. Так в 1993 году возникла идея создания в Консерватории класса Оркестр современной музыки и на его базе ансамбля солистов «Студия новой музыки», первый концерт которого состоялся на фестивале М. Ростроповича во французском Эвиане.

Но в 1990-е открывать заново приходилось не только новую западную музыку, но и «старую» отечественную: сочинения членов первой АСМ, оказавшиеся невостребованными официальным искусством, были почти на сто лет вычеркнуты из истории. Благодаря деятельности Центра и «Студии новой музыки» впервые прозвучали сенсационные находки: премьеры сочинений 1910-х – начала 1930-х годов, в том числе первая отечественная Камерная симфония Рославца (1934–1935), никогда не исполнявшиеся фрагменты оперы Шостаковича «Нос» (1928), сочинения Обухова, Вышнеградского, Лурье, Гунста.

Масштабным многолетним проектом Центра стала запись антологии раннего русского авангарда, начатая в 2014 г. в Московской консерватории. В других долгосрочных проектах впервые в России прозвучали сочинения крупнейших композиторов современности: Лахенмана, Шаррино, Гризе, Мюрая, Ромителли, Пессона, Фернихоу, Фуррера, Шельси, Шнебеля и десятков других.

Шестнадцать ступеней Московского форума

Для активного освоения современной музыки требовалась платформа, в качестве которой в 1994 году возник фестиваль «Московский форум». Поначалу он лишь представлял неизвестных российским слушателям авторов. Но вслед за периодом знакомства, следовал этап осмысления: программы фестивалей, посвященных творческим связям с немецкой, австрийской, французской, голландской музыкой дополнялись творческими встречами, дискуссиями и теоретическими докладами. Уникальным событием стал приезд в 2013 г. Хельмута Лахенмана, на творческих встречах с которым профессоров в Конференц-зале было, кажется, не меньше, чем студентов. Появились первые плоды: в рамках фестиваля 2007 года прошла презентация нового творческого объединения «Пластика звука». Сочинения вошедших в него молодых российских композиторов, написанные специально для ансамбля, стояли в фестивальных программах в одном ряду с произведениями известных авторов.

В 2019 году В.Г. Тарнопольский предпринял очередную «перезагрузку» фестиваля, сформулировав его идею как «пространство для новой музыки и эстетических дискуссий». В новом формате концерты Шестнадцатого форума плавно перетекали в интерактивные дискуссии с участием самых известных московских культурологов – А. Осмоловского, И. Кондакова, И. Сироткиной, М. Велижева, – которые часть публики интересовали даже больше, чем сами программы.

Поверить практику теорией

Для внедрения современного репертуара и новых исполнительских техник в исполнительских классах Консерватории в 2003 году профессором В.Г. Тарнопольским была организована межфакультетская кафедра современной музыки.

Научная деятельность кафедры направлена на расширение корпуса текстов на русском языке о современной музыке. Одним из последних событий стал вышедший в марте сборник «Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции». В него вошли переводы статей, эссе и интервью классиков и современников новейшей французской музыки – Булеза, Мюрая, Саариахо, Дюсапена, Леру, Франсуа Париса и других композиторов, музыковедов и философов, ранее никогда не публиковавшихся на русском языке. Инициатор сборника, В.Г. Тарнопольский, написал к нему большую вступительную статью «Пятая республика и музыкальный авангард» – саму по себе представляющую большую научную ценность. Во-первых, в ней впервые на русском языке обобщается новейшая история французской музыки (и это позволяет рассматривать сборник в качестве учебного пособия), во-вторых, автором предлагается альтернативный взгляд на ее развитие, отличающийся от общепринятого в современном французском музыкознании.

Студия-онлайн

Студия-онлайн открылась 24 апреля, в день памяти Юрия Николаевича Холопова (1932–2003) – великого ученого, стоявшего у истоков научного осмысления новой музыки в нашей стране. Открылась записью его доклада «Недостающее звено в теории новой тональности: от Скрябина, далее – везде», сделанного на фестивале Московский форум. 1990-е и начало 2000-х были тяжелым временем для отечественной музыкальной науки, и, конечно, не интересовали ни печатные, ни визуальные средства массовой информации. Консерватория еще не фиксировала события на камеру. Эту, возможно, единственную, сделанную на диктофон запись его выступления директор ансамбля Евгения Изотова (в то время аспирантка Юрия Николаевича) хранила семнадцать лет.

Немало усилий, прежде всего технических, пришлось приложить, чтобы из непрофессиональной аудиозаписи, да и многих других видеозаписей, сделать полноценный образовательный онлайн-продукт. Огромную работу по монтажу, выведению звука, созданию качественных музыкальных примеров (и титров для лекции Ю.Н. Холопова) проделали сотрудники ЦСМ Анна и Михаил Иглицкие.

Творческие встречи с классиками новой музыки – Хельмутом Лахенманом, Беатом Фуррером, Изабель Мундри, Иоханнесом Шёльхорном, – уже выложенные на сайте «Студии», сопровождены аннотациями на русском и английском языках. Мы надеемся, что это поможет привлечь внимание к ним зарубежных коллег. Только за первые две недели количество просмотров лекций в сети составило около семи тысяч. Учитывая вместимость Конференц-зала, можно сказать, что с выходом в онлайн аудитория мероприятий выросла в десятки раз.

В рамках онлайн-проекта 12 мая прошла онлайн-презентация уже упомянутого французского сборника. Используя возможности прямого выхода на YouTube-канал «Студии новой музыки», В.Г. Тарнопольский пригласил авторов переводов основного корпуса статей – Т.В. Цареградскую, М.С. Высоцкую, М.Э. Дубова – и руководителя Научно-издательского центра «Московская консерватория» Н.О. Власову, которые обозначили ряд проблем, сопровождающих подготовку переводных научных изданий.

Не остались в стороне и солисты «Студии новой музыки», записав по предложению художественного руководителя цикл небольших видеолекций, посвященных расширенным исполнительским техникам. При выборе тем они учли наиболее часто возникающие вопросы, опираясь на свой опыт работы с композиторами, и проиллюстрировали разбираемые исполнительские приемы музыкальными примерами. В дополнение к немногим печатным источникам этот видеоматериал дает единственную возможность на русском языке для самостоятельного освоения новых техник игры на инструментах, встречающихся в партитурах современных авторов.

В таком формате, мы надеемся, и встречи с композиторами, и занятия с музыкантами будут полезны не только студентам музыкальных вузов, но и профессионалам.

Ольга Арделяну,

Зав. НТЦ современной музыки МГК

Фото Ивана Старостина

Поделиться ссылкой: