А.Н. Скрябин обрел свое место в Консерватории
№5 (1370), май 2020
15 марта в фойе Малого зала на третьем этаже первого учебного корпуса Московской консерватории состоялась церемония открытия бюста великого русского композитора и пианиста, блестящего выпускника и профессора Московской консерватории Александра Николаевича Скрябина (1871–1915). Главными участниками события (не считая прикрытой до нужной поры вуалью скульптуры) стали: молодой создатель бюста Скрябина Ф.В. Матирный – выпускник Суриковского института, член Московского союза художников; инициатор проекта, заведующий кафедрой специального фортепиано профессор М.С. Воскресенский и проректор по учебной работе профессор Л.Е. Слуцкая.
Каждый из них выступил с речью, обратившись к столпившимся перед изваянием людям. Лариса Евдокимовна Слуцкая подчеркнула особое значение события, напомнив слушателям, что именно в этих стенах Скрябин учился, получил золотую медаль и затем преподавал. Также она обратила внимание на то, что свою работу в Консерватории великий композитор начал в 1898 году – в год открытия Малого зала.
Михаил Сергеевич Воскресенский, давно выступавший с предложением установить бюст Скрябина, рассказал о долгом кропотливом процессе его создания: «Было несколько эскизов, мы представляли их Ученому совету, и каждый раз Ученый совет одобрял все эти эскизы. Но мне представляется, что финальная работа наилучшим образом отражает и характер, и образ Александра Николаевича Скрябина». Профессор высоко оценил труд молодого скульптора: «Он молод и очень талантлив». Также пианист хотел пригласить на открытие ныне живущую в Сан-Франциско родную внучку А.Н. Скрябина, но она не смогла приехать в Россию из-за плохого самочувствия.
Заключительное слово произнес Фёдор Матирный, для которого этот день также много значил. Он признался, что открытие бюста Скрябина стало первым подобным событием на его профессиональном пути. Перед началом работы скульптор познакомился с биографией и музыкой великого композитора.
Продолжил торжественный вечер сольный концерт народного артиста России М.С. Воскресенского. Однако он не был непосредственно приурочен к открытию бюста. Абонементный концерт явился продолжением ежегодной традиции – каждое мартовское выступление Михаил Сергеевич посвящает памяти своей дочери, погибшей в автокатастрофе, – пианистке Екатерине Воскресенской. В этот раз ее портрет находился сбоку на сцене, о ее трагической судьбе также напомнила ведущая концерта. Программа вечера включала популярные классические произведения: в первом отделении прозвучали «Времена года» Чайковского, а во втором – «Картинки с выставки» Мусоргского.
Приятной чертой вечера стали краткие, без особых подробностей, уводящих внимание от музыки, комментарии ведущей. Она ограничилась названиями всех пьес обоих циклов, предваряя их небольшим рассказом об истории создания. К сожалению, плюсы хорошей организации нивелировались бестактностью отдельных слушателей: несколько человек на протяжении концерта неоднократно начинали разговаривать вслух, а у одного из них полминуты громко звонил телефон. Впрочем, наряду с невоспитанными, сидящими рядом родственниками, на мероприятии присутствовала и по-настоящему заинтересованная публика. В их числе были профессора и студенты Консерватории.
Может быть, исполнение названных сочинений Чайковского и Мусоргского не явилось их наиболее яркой интерпретацией и не стало абсолютно безупречным исполнительским эталоном, но высокий профессиональный уровень пианиста, его блестящее владение фортепианной техникой произвело большое впечатление. Ближе к концу вечер достиг кульминационной точки – М.С. Воскресенского дважды вызывали на бис, а ректор Консерватории преподнес пианисту огромный букет, наряду с цветами от других слушателей.
Елизавета Петрунина, студентка ИТФ
Фото Дениса Рылова