Отзвук драматического прошлого
№6 (1380), сентябрь 2021 года
Современный музыкальный театр – интригующая и неведомая область не только для массового слушателя, но и для многих профессиональных музыкантов. Я решила приоткрыть завесу тайны и провести вечер Дня победы в Рахманиновском зале, где ставилась опера-притча «Периодическая система» Алины Подзоровой по одноименной книге Примо Леви.
Книга Леви представляет собой сборник рассказов итальянского писателя еврейского происхождения, химика по образованию, узника концлагеря Освенцим. Рассказы, каждый из которых назван именем одного из химических элементов таблицы Менделеева, в большинстве своем автобиографичны – Леви рассказывает о себе, истории своего рода, о годах Второй мировой войны, заключении в Освенциме и работе химика.
Либретто, написанное в постмодернистской манере, принадлежит Асе Чащинской. Она окончила факультет музыкального театра ГИТИСа по специальности «режиссер» (мастерская А. Тителя и И. Ясуловича) в 2016 году; в 2017-м стала лауреатом региональной театральной премии «Маска» в номинации «Лучший спектакль года»; в 2018-м удостоилась звания лауреата международного конкурса оперных режиссеров Opera Europe Direction Prize. Основой либретто послужил рассказ «Ванадий», повествующий о взаимоотношениях узника Освенцима Примо Леви и доктора Лотара Мюллера, руководителя фашистской химической лаборатории в концлагере, которых судьба вновь столкнула через 20 лет (очевидна параллель с содержанием оперы М. Вайнберга «Пассажирка»).
Сюжет потребовал переработки: на него наслаиваются разные стилистические пласты – добавляется фантастический штрих в виде выведения химической формулы эликсира вечной жизни, в тексте встречаются отсылки к Ветхому завету, цитаты из Пушкина, строчки из Queen. Все это сопровождается ощущением давящей атмосферы концлагеря: за сценой чтец перечисляет вытатуированные номера заключенных.
Опера отвечала камерным параметрам зала, в котором исполнялась: четыре действующих лица и камерный инструментальный ансамбль Ad hoc Ensemble под управлением Джереми Уолкера. В его состав входил струнный квинтет, деревянные духовые и фортепиано, из ударных – только литавры, и эта задумка вполне объяснима: литавры играют роль психологического нагнетателя. Однако не все так традиционно – в спектакле еще звучит электронный музыкальный инструмент Сергея Филатова Duofluctus, основанный на инновационном принципе генерации звука. Партии Примо Леви и доктора Мюллера исполнили Игорь Витковский (бас) и Константин Самойлов (тенор). Певцы прекрасно вжились в роли, сумев передать драматический и психологический накал произведения.
После спектакля автор ответила на вопросы, немного рассказав о себе и новом сочинении:
– Алина, расскажите, пожалуйста, какую композиторскую школу Вы представляете? Где Вы учились и у кого?
– Я – выпускница Московской консерватории. Моя композиторская родословная берет свое начало от великого педагога и композитора Н.Я. Мясковского, от которого композиторская нить тянется к его ученику Е.К. Голубеву, а через него к профессору Ю.В. Воронцову, у которого училась я. Инструментовкой я занималась у Ф.К. Караева.
– Является ли опера «Периодическая система» Вашей первой работой для музыкального театра?
– Нет. В рамках Лаборатории «КоОПЕРАция» в сотрудничестве с драматургом Г. Сапаргалиевой была создана опера «Апноэ». Премьера ее камерной версии прошла в 2017 году в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а в 2020 году состоялась премьера полнометражной версии в «Люмьер-Холле» в Москве. В 2018 году в Риге, во дворце «Зиемельблазма» был представлен хореографический спектакль Kāzas-kāziņas с моей музыкой (хореография Д. Парамоновой, в исполнении ансамблей Pērle и Revele). В скором времени в Московской консерватории состоится премьера моей новой оперы, на этот раз детской, – «Принцесса и Свинопас» (по либретто Н. Кайдановской).
– На какие стилевые параметры Вы опираетесь в представленной опере?
– Я бы сказала, что на музыку «Периодической системы» оказали влияние и психологический театр XIX века, и метамодерн XX века, и Р. Вагнер. В музыкальной фактуре можно услышать отзвуки Р. Штрауса и раннего А. Шёнберга. А близость оперы к эстетике метамодернизма дает отсылки к творчеству А. Циммермана.
– Несколько слов о литературном источнике для сюжета оперы…
– Литературным источником послужила книга «Периодическая система» – сборник автобиографических рассказов Примо Леви. В 2006 г. Британский Королевский Институт объявил эту книгу «лучшей книгой о науке всех времен». На русском языке до сих пор представлено крайне мало информации об этом писателе и общественном деятеле, чья позиция сыграла большую роль в общеевропейской рефлексии по поводу Холокоста. Фактически именно книги Примо Леви ввели в общественное сознание европейцев саму проблематику геноцида. «Периодическая система», конечно, требовала переработки для либретто, так как эта книга написана очень интимно, практически как «дневник памяти». Поэтому, на ее основе было нелегко создать полноценную сценическую драматургию.
– В ней нет этих героев?
– Герои оперы «Периодическая система» – это собирательные образы из книги, каждый из которых связан с вечными архетипами: Мюллер представлен не только как действующее лицо, но и как олицетворение вечного насилия и агрессивной силы. Ирит – не только персонаж оперы, но и символ вечной женщины, существующей во все времена. И, наконец, собирательный Голос Матери одновременно является и голосом матери каждого человека.
– А как задумывалось инструментальное сопровождение?
– Первоначально, к Дягилевскому фестивалю 2019 года в Перми, опера была оркестрована для квинтета (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, рояль). К московской премьере я решила сделать версию с расширенным составом струнных инструментов. Отдельно хочу заметить, что в спектакле звучит электронный авторский музыкальный инструмент Duofluctus, который участвовал в основной программе 58-й Венецианской биеннале в 2019 году.
– Каковы Ваши личные впечатления от состоявшегося спектакля?
– Впечатления от спектакля у меня самые замечательные. Солисты и оркестр под управлением Джереми Уолкера звучали превосходно. А наблюдать за тонкой работой режиссера Николая Панина с артистами над актерскими задачами – было просто одно удовольствие. Великолепные солисты – Игорь Витковский, Константин Самойлов, Светлана Злобина и Ольга Реутова, – продемонстрировали прекрасный вокал и глубину русского психологического театра. Счастье для композитора, когда такие премьеры происходят!
Елизавета Локшина, студентка НКФ