Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Солист против Ансамбля солистов

№6 (1380), сентябрь 2021 года

Жанр концерта для сольных инструментов, до сих пор остается одним из самых популярных в музыкальном мире, и многие композиторы продолжают к нему обращаться. Именно здесь (даже больше, чем в сонате) форма музицирования по-прежнему проявляется ярче всего. И именно здесь есть возможность «проиллюстрировать» все художественные и технические возможности любого музыкального инструмента, даже тех, которые крайне редко используются в качестве сольных.

Дань этому жанру отдал непревзойденный ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова на концерте Il concerto dei concerti («Концерт концертов»). 14 мая 2021 года в Рахманиновском зале прозвучали сочинения композиторов разных стран: Дана Юхаса (Израиль), Мартайна Паддинга (Голландия), Клауса Хубера (Швейцария), Джачинто Шелси (Италия), Колена Роша (Франция).

Несмотря на то, что не все представленные сочинения носят название «концерт», признаки этого жанра были налицо в каждом из них. Открыло концерт сочинение Дана Юхаса Repercussions (2015) для валторны и камерного ансамбля в исполнении Сергея Крюковцева. Выпуклое и объемное соло валторны прекрасно контрастировало более зловещему звучанию ансамбля солистов. Технические возможности валторны отразились в многообразии, вплоть до игры в контрапункте с голосом. В диалоге, на котором строится все сочинение, проходит гамма разных настроенческих красок: угрюмых, суровых, холодноватых, задумчивых, игривых, тревожных, зловещих… Весь этот разнообразный спектр чувств был идеально передан ансамблем и солистом в тембровой мозаике сочинения.

Прозвучавший затем концерт для виолончели и ансамбля Last words (2010) Мартайна Паддинга ярко выделялся среди других сочинений программы своим ярким неоклассическим «привкусом». Об этом говорит уже и форма трехчастного цикла концерта, и фигурирующие там жанры (I – Preambulum, II – Aria, III – Foforlalana). Кроме того, здесь можно было услышать квазитональность и «размытые» классические гармонические обороты. Пасторальный «кукушечный» тембр синтезатора придавал сочинению особый волшебный колорит. А виртуозное соло Ольги Галочкиной раскрывало тембр виолончели со всех граней – от экспрессивной теплоты до тревожной и необъяснимой фантастичности.

Четырехчастный камерный концерт Intarsi для фортепиано и семнадцати инструментов (1993/1994) Клауса Хубера включает многие современные средства: микрохроматику, спектральные зоны, полиритмический «калейдоскоп». В последней части «Арабский сад» можно услышать арабский мугам. В то же время здесь нередко появлялись аллюзии на Моцарта, а временами встречалось мимолетное цитирование фрагмента из его последнего фортепианного концерта. «Жемчужные» трели и пассажи были переданы Моной Хабой как нельзя ярче, придавая музыке дух моцартовских медленных частей.

Не менее сильным было соло кларнета Никиты Агафонова во время исполнения трехчастного Kya для кларнета и ансамбля (1959) Джачинто Шелси, самого «старшего» сочинения в программе. Колористика микроинтервального соло в восточном духе, детальное чутье микронюансов в спектре тембра, а также яркое выделение мозаики тембровых линий делали сочинение образно картинным.

Завершила программу одночастная пьеса Колена Роша L’allumette consideree /dans son plus simple appareil (Спичка, наблюдаемая в своем простейшем устройстве) для контрабаса и ансамбля в исполнении Григория Кротенко. Во всей программе это единственное сочинение, где конкретная звукоизобразительность стала целью сочинения. Солист мастерски рисовал шумовые фигуры, имитирующие зажигание и затухание спички. Завороженно выглядели моменты вступления солистов ансамбля, натурально передающие гудящий огонь горячей серы.

По сути дела, мероприятие раскрывало слово «концерт» в широком смысле этого слова. Каждый солист как бы выходил на арену соревнования с целым ансамблем. И благодаря необычайному мастерству солистов, а также музыкантов ансамбля «Студия новой музыки» под непревзойденным руководством дирижера Игоря Дронова, эта атмосфера музыкального вечера была передана полноценно и великолепно.

Андрей Жданов, студент НКФ

Поделиться ссылкой: