Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

С любовью к Большому залу

№ 3 (1277), март 2010
 bzk

(начало в предыдущем номере «РМ»)

17 февраля…

Что может сравниться с живым человеческим голосом, с пением? А особенно – с пением, несущим энергетику не одного человека, а множества разных людей, объединенных дирижером? Концерт Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова под управлением Бориса Тевлина, художественного руководитель коллектива с 2008 года, лишний раз подчеркнул, что хоровое дело в России живет, оно подпитывается своими истоками и движется вперед.

Во вступительном слове А. С. Соколов отметил, что уже в который раз в благотворительных концертах в поддержку Большого зала участие принимает хор. В этот раз – коллектив с уникальной судьбой. Основанный А. В. Свешниковым в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, он с тех пор неоднократно менял название – Государственный хор СССР, Государственный хор русской песни, Государственный академический русский хор СССР, – а в 1992 году ему было присвоено имя основателя, выдающегося музыканта и… ректора Московской консерватории в 1948-1974 годах.

Программа была крайне насыщенной, разнообразной и солидной. В первой части прозвучали 12 хоров Танеева на стихи Я. Полонского. Хорошо известный цикл нечасто звучит целиком, но именно Госхор справляется с этой непростой задачей, исполняя его на различных сценах. Все 12 хоров пролетели на едином дыхании, голоса лились в зал, соединяя сложную полифонию со стройными унисонами и погружая слушателя то в нежнейшее piano, то в полномасштабное forte.

Второе отделение включало в себя произведения преимущественно русских композиторов ХХ века. Духовные опусы корифеев хорового искусства (С. Рахманинов, П. Чесноков, А. Александров) сменялись сочинениями современных классиков (Р. Щедрин, Р. Леденев, К. Волков). Под занавес была исполнена «Ave Maria» Дж. Каччини в обработке О. Янченко. Солировали В. Джиоева (сопрано), М. Высоцкая (орган) и А. Ветух (труба). В тот вечер с хором музицировали также С. Кузнецова (сопрано), В. Ефимов (тенор), А. Тихомиров (бас), Е. Мечетина (ф-но).

Чудесный вечер завершился русской народной песней в обработке А. Гречанинова «Пойду ль я, выйду ль я». Замечательно, что не потеряна связь прошлого и настоящего, что коллектив, с гордостью нося имя своего создателя, развивается и растет, возрождая традиции и бережно храня свою историю.

18 февраля…

Шопен… Сколько различных интерпретаций, исполнительских замыслов, идей помнит сцена Большого зала! И сейчас, в год 200-летия великого композитора, его музыка снова и снова раздается в этих стенах.
Пианист Вазген Вартанян благотворительным концертом открыл мировое турне, посвященное юбилеям сразу двух знаменитых романтиков – Шопена и Шумана. Но вот погашен свет в зале – и сегодня безраздельно властвует только Шопен.

В первом отделении Вартанян «рассказывал» баллады великого польского композитора. Именно рассказывал – в музыке велось повествование: то неторопливо-размеренное, то бурное; то задумчиво-мечтательное, то радостно-ликующее. Не просто музыка – каждая баллада как отдельная повесть, отдельный мир. Реальный и фантастический, трагичный и безвыходный. И с надеждой…

Второе отделение было посвящено четырем скерцо. На передний план выступили изящество, техника, легкость, блеск. Что-то блистательно-великолепное, феерия ярких, непрерывно сменяющих друг друга красок закружилась по залу, увлекая слушателей в бурный поток с танцующей на сцене музыкой. А напоследок несколько бисов благодарной публике: мазурка, прелюдия, этюд. Шопен…

27 февраля…

Продолжая грандиозный марафон, в Большом зале выступил Камерный оркестр В. Спивакова «Виртуозы Москвы». Участвовали Саулюс Сондецкис, главный приглашенный дирижер оркестра, и знаменитые солисты – Алена Баева (скрипка) и Александр Князев (виолончель). Ожидавшиеся в программе Моцарт и Чайковский, равно как и именитые исполнители, заранее – и оправданно – настраивали слушателей на великолепный вечер и предвкушение наслаждения музыкой. Число желающих посетить мероприятие было весьма велико.

Первое отделение было полностью посвящено Моцарту. Дивертисмент ре мажор (KV 136), поданный в качестве изысканной «закуски», своей легкостью и изяществом задал тон всему вечеру. Тонкая и элегантная, но при этом неизменно виртуозная, как и полагается жанру, музыка была словно «на блюдечке» преподнесена слушателям.

Симфония-кончертанте (KV 364) в переложении для скрипки и виолончели (автор переложения – А. Князев) на той же высокой ноте продолжила музыкальную программу. Оркестр создавал гармоничную поддержку для вдохновенных диалогов солистов – в их дуэтах ни один звук не оставался без внимания, а слаженность и сыгранность восхищали. Сочетание темперамента А. Баевой и харизмы А. Князева, поражающая техника исполнения привели зал в восторг, а по завершении аплодисменты столь долго не смолкали, что исполнителям пришлось повторить Presto, которое прозвучало, как и все бисы, еще более непринужденно.

«Воспоминание о Флоренции» Чайковского во втором отделении в свою очередь демонстрировало мастерство оркестра и дирижера. Особенно это подтверждала необыкновенно рельефно воспроизведенная нюансировка партитуры, где композитор использовал достаточно широкую шкалу динамических градаций: от ppp до fff. Это произведение, одна из вдохновеннейших страниц творчества Чайковского, было не менее вдохновенно донесено до слушателей благодаря слаженной игре оркестра, следовавшего за малейшим мановением дирижерской палочки.

Конечно, после столь приятного исполнения отпускать оркестр никто в зале не собирался. В качестве бисов, не выходя за рамки обозначенного в программе круга композиторов, прозвучали Ноктюрн Чайковского (на виолончели солировал Вячеслав Маринюк) и финал Симфонии ля мажор Моцарта (KV 201), празднично завершивший еще один благотворительный вечер.

5 марта…

«Сегодняшний концерт нам особенно дорог: консерваторию представляет сама консерватория. Это такое событие, которое становится центральным в любом сезоне. Особенно радует полный зал – это самый замечательный стимул для исполнителей», – вступительное слово ректора проф. А. С. Соколова, предварившее «Реквием» Верди, было особенно торжественным.

На едином дыхании, без антракта, внимание зала держали консерваторские коллективы – оркестр (рук. проф. А. А. Левин), хор (рук. проф. С. С. Калинин), Камерный хор (рук. проф. Б. Г. Тевлин) и солисты Анна Пегова (сопрано), Людмила Кузнецова (меццо), Олег Долгов (тенор), Александр Киселев (бас) под властным взором дирижера Валерия Полянского.

Посвященное переходу в неведомое сочинение оперного гения сложно исполнимо. И в плане «отрыва» от земного, пронизанного оперными штампами выражения, и в самом звучании, когда контрасты – не только в динамике, но и в физиологическом ощущении плотности и бесплотности человеческих голосов.

Весь спектр красок демонстрировали хористы – от ангельски-прозрачной графичности вертикали до насыщенного микста в фуриозном «Dies irae», источающем гнев на грани возможностей БЗК. И звучание квартета солистов (чья роль в раскрытии содержания просто исполинская!) как своими достоинствами, так и недостатками «работало» на основную идею произведения. Если басу не всегда удавалось освободиться от проблем с интонацией, то О. Долгов, унаследовавший от своего любимого педагога Е. Кибкало богатотембровый спектр, порадовал блистательным покрытием верхних нот. Интересная своим глубоким проникновением в образный строй Верди Л. Кузнецова не всегда могла справиться со сценическим волнением. Зато А. Пегова в заключительной части «Libera me» трепетала на такой искренней скорбной ноте, что смогла уравновесить оперную мощь двух хоров и оркестра глубинным покаянным тоном, достойно завершив обращение великого композитора от лица человечества к Тому, Кто есть Любовь…

Ганна Мельничук,
Ольга Окнинская,
Ольга Ординарцева

Поделиться ссылкой: