Захватывающий вихрь музыки
№ 4 (1278), апрель 2010
Ежегодный фестиваль современной музыки «Московский форум» идет всего неделю, но впечатлений обычно хватает на целый год. Так было и на этот раз. Нынешний, уже двенадцатый, Форум проходил в рамках Года Франции в России и носил подзаголовок «Франкофония», хотя по насыщенности событий его можно было бы назвать в честь известного сочинения француза Жерара Гризе – «Вихрь времени». Главной темой фестиваля стали взаимоотношения современной русской и французской музыкальных культур.
Практически в первый раз «Московский форум» был поддержан Министерством культуры, что позволило, в частности, провести «электрификацию» всего фестиваля: в его обеспечении приняли участие два французских центра электроакустической музыки – CIRM и GRAME. Не остался в стороне и наш, консерваторский центр электронной музыки. Благодаря этому удалось расширить программу фестиваля в пользу сочинений с использованием электроники. Это было более чем кстати: ведь Франция – родина электроакустической музыки, а России тоже было что показать. Впрочем, и «чисто акустических» произведений было предостаточно – от голоса соло и дуэта ударных до камерного оркестра и хора.
Надо отдать должное публике, оценившей все происходящее по достоинству. От концерта к концерту слушателей становилось все больше. Если в первый вечер был почти полный зал, то в последние дни фестиваля в Рахманиновском приходилось, вопреки всем противопожарным правилам, выставлять дополнительные ряды стульев перед сценой и в проходе, – и все равно люди сидели на полу и подоконниках; не было ни одного свободного квадратного метра.
Программа шести дней фестиваля (по два концерта в день) выстроилась в концентрической форме. Открывал и заключал XII «Московский форум» наш базовый ансамбль – «Студия новой музыки» под руководством Игоря Дронова. Открытие сразу обозначило основные тенденции нынешнего Форума: прозвучало несколько российских премьер авторов разных поколений. Среди них – «Исповедь» («Le Confession») Николая Обухова, русского композитора-мистика, эмигрировавшего во Францию. По словам руководителя фестиваля Владимира Тарнопольского, «Студии новой музыки» принадлежит «горькое счастье» каждый год осуществлять мировые премьеры русского авангарда 1920-х, «дважды забытого» – и в сталинскую эпоху, и сегодня.
Забегая вперед, стоит сказать, что Обухов (сильно тяготевший к французской культуре) занимал серьезное место в программах «Франкофонии». Кроме того, на Форуме звучали и сочинения его сверстников – Артура Лурье, Александра Скрябина, Ивана Вышнеградского. В свое время все эти композиторы были удивительными новаторами. На Западе (в той же Франции) их музыке посвящены многочисленные исследования и даже персональные фестивали; у нас же эти имена (кроме Скрябина) почти не встречаются в репертуаре. Видным пропагандистом российского авангарда 20-х был, к примеру, Эдисон Денисов, Камерная симфония № 2 которого исполнялась в том же концерте. Кроме того, российская публика познакомилась с «Credo» известного российского автора Александра Вустина.
Жемчужиной первого вечера стало сочинение «L’origin du monde» («Происхождение мира») знаменитого французского композитора спектральной школы Юга Дюфура (Hugues Dufourt), автора термина «спектрализм». Партию солирующего фортепиано исполнил молодой, но уже получивший признание в кругах меломанов музыкант Юрий Фаворин. Юрий – энтузиаст современной музыки, что нечасто встретишь среди наших пианистов. К разочарованию последних, в «L’origin du monde» нет ни развернутых пассажей, ни виртуозной каденции. Ансамбль становится как бы расширением фортепиано, продолжением и развитием всех резонансов корпуса инструмента.
Второй концерт вечера был целиком посвящен молодому поколению – композиторам группы «Пластика звука». Один из них – Владимир Горлинский – продирижировал всеми сочинениями, успешно справившись со сложной программой. У всех авторов разный подход к музыке, но объединяет их, на мой взгляд, одно: все они чувствуют звуковую материю и работают с ней как танцор – с собственным телом.
Зато старшее поколение – «АСМовцы» вместе с их французским коллегой Франсуа Парисом – представило свои сочинения в завершающем вечере фестиваля. Эстетический разброс их был весьма широк – от композиции-инструментовки ноктюрна Дебюсси Фараджа Караева до «…alpasstro» Игоря Кефалиди для акустических и электронных звуков.
Камерные концерты, расположившиеся в середине музыкального марафона, были весьма разнообразны и по репертуару, и по составу участников. Например, французский пианист Джей Готтлиб выступил с программой, почти целиком состоявшей из сочинений того же Обухова в обрамлении Скрябина и Мессиана, которые парадоксально оказались близкими Обухову по языку. Очень музыкальный ударник Жан Жоффруа и его яркая молодая ученица И-Пин Ян в своем нон-стоп-концерте с мультимедийным оттенком развернули панораму сочинений для ударных и электроники, в который включили небольшую импровизацию.
Еще один концерт превратился в своеобразный парад квартетов – играли российские исполнители: квартет «Студии новой музыки» и квартет «Cantabile» (оба молодых коллектива так или иначе связаны с образовательной системой «Студии», основанной в свое время на базе аспирантского «класса современного оркестра» консерватории). Но, пожалуй, самое большое впечатление среди камерных концертов оставило выступление вокалистки Донасьен Мишель-Данзак, исполнившей «Récitations» для сопрано соло французского грека Жоржа Апергиза. «Récitations» – безумно артистичный цикл пьес, который использует чуть ли не все мыслимые вокальные техники и при этом длится около пятидесяти минут! Тем не менее выразительность его исполнения сочеталась у Мишель-Данзак с детальной проработкой каждой ноты.
Центральным событием «Франкофонии» стало двухдневное выступление «Ensemble Orchestral Contemporain» под руководством Даниэля Кавки. Кавка уже дважды выступал в Москве с оркестрами НФОР и «Новая Россия» с программой знаменитых произведений XX века, которая сильно выделялась на фоне нашего замшелого оркестрового репертуара. Созданный им ансамбль впервые приехал на гастроли в Россию. В его исполнении можно было услышать как сочинения, уже ставшие или «становящиеся» классикой, так и пьесы молодых композиторов (с электроникой и без). Среди первых российскому слушателю хорошо знакома «Talea» Жерара Гризе (в энергичной интерпретации «Студии новой музыки»), прозвучавшая совершенно по-иному – с чисто французским наслаждением деталями при сохранении звукового единства. Само перечисление мэтров, партитуры которых были «с иголочки» показаны ансамблем, звучит как салют: Филипп Юрель, Филипп Леру, Тристан Мюрай. Из совсем новых сочинений, звучавших в интерпретации «Ensemble Orchestral Contemporain» – «Sillages» француженки Рафаэль Бистон и пьеса вашего покорного слуги для флейты, ударных и электроники, которая была написана во время работы во французских центрах CIRM и GRAME.
Инструментальной стихии была противопоставлена и чисто вокальная: во второй программе вечера выступил российский вокальный ансамбль «Эйдос». Удивительно, насколько воодушевленно участники «Эйдоса» исполняли произведения, столь нехарактерные для наших хоров, насколько четко выполняли все необычные приемы, например, своеобразное «вокальное пиццикато» в хоре «Ночи» Ксенакиса.
Из других событий «Франкофонии» стоит упомянуть выступление оркестра «Musica Viva» вместе с замечательной флейтисткой Мариной Рубинштейн, электроакустический перформанс – «концерт в наушниках» – в ГЦСИ, научную конференцию и многочисленные мастер-классы…
«Московский форум»-2010 оказался просто обречен на бешеный успех у неожиданно широкой публики. Но заметят ли это наши музыкальные институции? Организаторы (две хрупкие девушки – Евгения Изотова и Вера Серебрякова, которые вдвоем на своих плечах вынесли весь фестиваль) уже запаковали и отправили обратно французскую аппаратуру, которая «потрудилась» на славу – спасибо Году Франции в России! К этой мысли примешиваются собственные приятные воспоминания о работе во французских электронных центрах и горечь сопоставления с нашими «условиями». Там в моем распоряжении оказались две прекрасно оснащенные студии, квалифицированный ассистент и, между прочим, неплохой гонорар – когда у нас так будет?! Французы уехали, а мы остались со своими нерешенными проблемами в области образования, организации и финансирования современной музыкальной культуры. Когда же настанет Год России в России?.. Будем ждать…
Николай Хруст,
композитор, преподаватель МГК
Фото Ф.Софронова