Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Он ушел со сцены в расцвете таланта

№ 4 (1278), апрель 2010

безродный
Замечательные люди, с которыми мы когда-либо общались, оставляют в нас неизгладимый след на всю жизнь, делают по-человечески шире и богаче. Одним из таких людей стал для меня Игорь Семенович Безродный.

В 1960-1970-е годы в советском скрипичном искусстве существовали, на мой взгляд, три главных направления концертного исполнительства: классически-уравновешенное (его олицетворял Д. Ф. Ойстрах), виртуозно-романтическое (Л. Б. Коган, Б. Э. Гольдштейн) и элегически-эпическое, к которому всецело принадлежал И. С. Безродный (1930-1997). Один из крупнейших отечественных музыкантов XX века – солист, ансамблист, дирижер, педагог, – он преподавал в Московской консерватории около 40 лет (хотя мне не довелось быть его непосредственным учеником).

Обо всем этом вспоминалось на презентации новой книги «Игорь Безродный. Искусство. Мысли. Образ» (М., 2010). Публикация явилась результатом сотрудничества Московской консерватории и издательства «Дека-ВС» (его возглавляют В. В. Упорин и В. Е. Кравцова), которое ранее осуществило публикацию четырехтомника всех литературных сочинений и писем Г. Г. Нейгауза, воспоминаний А. Б. Гольденвейзера, книги о Л. Н. Наумове. Выход в свет книги о И. С. Безродном (а также запланированный издательством выпуск его аудио- и видеозаписей в виде комплекта из трех CD и DVD) был приурочен к 80-летию со дня рождения выдающегося музыканта.

На встрече в Конференц-зале проректор по научной и творческой работе проф. К. В. Зенкин подчеркнул значимость изданий, в которых многосторонне освещается деятельность ведущих профессоров Московской консерватории – корифеев отечественного исполнительского искусства. Проф. А. М. Меркулов, один из составителей книги, рассказал о ее подготовке: в основу издания легли материалы, первоначально собранные М. Тампере-Безродной и К. Паппель, которые в дальнейшем были значительно расширены и дополнены. В нынешний сборник вошли и работы самого Игоря Семеновича: статьи, научно-методические доклады, интервью, путевые заметки. Один из разделов составляют статьи различных авторов исследовательского характера и аналитические заметки об исполнительском искусстве Безродного.

Самая большая часть книги – воспоминания друзей, коллег, учеников, родных. В числе авторов – Э. Д. Грач, З. У. Шихмурзаева, В. Л. Симон, С. Л. Доренский, В. В. Горностаева, Э. К. Вирсаладзе, Г. Н. Рождественский, Д. А. Башкиров, А. З. Бондурянский, С. И. Кравченко и многие другие (всего 36); среди них особо выделяются Мари Тампере-Безродная, Сергей Безродный и Анна-Лиза Безродная. Вся жизнь Игоря Семеновича – от довоенных лет и годов эвакуации ЦМШ в Пензе до последних дней в Финляндии – проходит в этих многочисленных воспоминаниях как череда эпизодов, в которых раскрываются как сугубо профессиональные стороны его деятельности, так и изумительные человеческие качества. Значительное место в книге занимает блок рецензий на концерты Безродного из российской и зарубежной прессы 1939-1996 годов. Кроме того, издание богато иллюстрировано – оно включает около 100 фотографий. Представлен также список учеников музыканта и перечень его статей.

Презентацию книги украсили звукозаписи игры прославленного скрипача и эпизоды телефильма о нем, а также показ редких фотографий из семейного архива двоюродной племянницы И. С. Безродного, проф. М. В. Карасевой. Кроме того, она продемонстрировала фрагменты документального фильма о ЦМШ (1945, реж. В. Строева), который предоставила школа: в нем запечатлена игра юных скрипачей – Игоря Безродного и Эдуарда Грача. В конце встречи выступили ученик Безродного по ЦМШ Дмитрий Упорин и Сергей Безродный, исполнив Третью скрипичную сонату Брамса.

На презентации было много воспоминаний. Своими мыслями о чудесном человеке и выдающемся мастере поделились проф. А. Е. Винницкий и автор этих строк. Профессор Э. Д. Грач, однокашник Безродного по ЦМШ и консерватории, сказал о друге юности и такие слова: «Игорь Семенович был замечательным скрипачом, уникальным, в чем-то просто неповторимым… Я до сих пор испытываю боль оттого, что он ушел со сцены как солист в расцвете своего таланта и что его так рано не стало»…

Профессор М. А. Готсдинер

Поделиться ссылкой: