Стремление к совершенству
№ 1 (1248), январь 2007
Каким должен быть современный музыкальный критик-журналист? Бесспорно, человеком самых широких знаний не только в области музыкального искусства, но и в сфере истории, психологии, социологии, культурологии, эстетики… Он должен быть чутким к художественным идеям, витающим в воздухе, гибким по отношению к новациям, мобильным в восприятии изо дня в день меняющегося культурного процесса. Одним словом – форвардом мысли, человеком-творцом, локатором современности. Все это в полной мере можно отнести к главному редактору газет «Российский музыкант» и «Трибуна молодого журналиста», ведущей в консерватории спецкурс «Музыкальная критика и журналистика» – профессору Т. А. Курышевой.
Татьяна Александровна – человек редкой эрудиции и кипучей энергии. Жизнь ее подобна неослабевающему мотору. Она успевает учить студентов, посещать концерты (кто из молодежи делает это чаще Татьяны Александровны?), читать, писать книги, изучать иностранные языки и при этом постоянно быть в курсе всех событий, не только музыкальных. Желание никогда не останавливаться на достигнутом, стремление к совершенству всегда и во всем – вот творческое кредо Т. А. Курышевой.
Результаты такого внутреннего горения и самоотдачи хорошо известны: это и авторская телепередача «Музыка наших современников», музыкальные репортажи, «круглые столы», молодежные телемосты на Центральном телевидении (1984–1991), и книги «Маргер Заринь» (1982), «Театральность и музыка» (1984), «Слово о музыке» (1992), «Диалоги о музыке перед телекамерой» (2005), «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» – учебник, который уже выходит из печати, и бесчисленные публикации в научных сборниках и периодике, и участие в научных конференциях, симпозиумах и дискуссиях… да разве всё перечислишь?!
Перед обаянием Татьяны Александровны устоять решительно невозможно – ее улыбка раскрепощает даже самых застенчивых, а сильным придает еще большую уверенность в себе. Среди участников телепередач, вовлеченных Т. Курышевой в беседу за несколько лет эфира, – такие знаменитости, как Р. Щедрин, А. Петров, Ю. Темирканов, Г. Канчели, Т. Хренников, А. Чайковский, Т. Чудова, О. Янченко, Е. Светланов, М. Захаров, Э. Денисов, К. Хачатурян, Ю. Башмет, Д. Кахидзе, Р. Стуруа, О. Балакаускас, В. Мачавариани, К. Волков, Е. Станкович, Г. Алекси-Месхишвили и многие другие (согласитесь, даже этот беглый перечень впечатляет!).
В консерватории Татьяну Александровну знают все – от ректора до сотрудников хозяйственной службы. Ее мнением очень дорожат молодые (и уже не очень молодые) композиторы, музыкой которых она интересуется как профессиональный критик, обладая не только завидным красноречием, но и даром легкого пера. Т. А. Курышеву ценят не только профессора и педагоги разных степеней и званий. Особенно тянутся к ней студенты и аспиранты, в которых она вкладывает всю свою душу. За время преподавания Татьяной Александровной курса музыкальной критики и журналистики выросло целое поколение музыкантов, успешно работающих в многочисленных газетах и журналах, на радио и телевидении, в их числе К. Жарко, А. Власов, Ю. Бершидский, Н. Май, А. Истратов, С. Борисов, Д. Ушаков, Т. Скобликова (Ушакова), М. Моисеева, А. Жюрайтите, С. Наборщикова, В. Филатов, М. Щеславская, Г. Тампаева и другие.
Консерваторскую газету Татьяна Александровна любит особенно трепетно. Более четверти материалов, опубликованных в «Российском музыканте» за последние 9 лет, написаны именно ею. Благодаря организационному таланту главного редактора студенты-теоретики, проходящие курс критики, получили возможность быть услышанными в газете «Трибуна молодого журналиста».
Татьяна Александровна, мы всегда ждем от Вас новых творческих проектов и идей. Многая Вам лета!
Редакция газеты