Я был свидетелем
№ 8 (1282), ноябрь 2010
Книгу Е. С. Власовой «1948 год в советской музыке» я прочитал с большим волнением. Она перенесла меня в прошлое.
В 1939 году я закончил Московскую консерваторию по классу В. Я. Шебалина, был принят в аспирантуру и в том же году стал членом Московского Союза композиторов. Шесть лет я провел в армии; с фронта вернулся в 45-м. Позорные события 1948 года застали меня на III курсе аспирантуры.
Так как я был уже членом партии, я присутствовал на всех закрытых, открытых партийных и общих собраниях московских композиторов и музыковедов, которые проходили с 17 по 26 февраля.
Я был свидетелем глумления, которому преступная власть подвергала «композиторов-формалистов», среди которых были и великие.
Я был свидетелем унижения, на которое (помня судьбу жертв сталинских репрессий!) обрекали себя Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Шебалин – «каясь», «признавая», «обещая»… Исключением было поведение Николая Яковлевича Мясковского, игнорировавшего позорные собрания, державшегося с исключительным достоинством.
Я был свидетелем безнравственного поведения большинства сидевших на собраниях советских композиторов и музыковедов – судей – испытывавших животную радость от сознания, что от них (хоть раз в жизни) зависела творческая судьба безмерно превосходящих их талантом коллег.
С ужасом я вспоминаю события 1948 года. Противоестественные, основанные на насилии, они не могут быть поняты современной творческой молодежью.
Вот почему я считаю книгу Е. Власовой «1948 год в советской музыке» событием нравственного порядка.
Книга проливает свет, благодаря приведенным многочисленным документам, на страшный период нашей истории, когда власть сделала своей жертвой творческую интеллигенцию. Это было преступно и унизительно и для власти, и для тех, кто был вынужден каяться.
Книга Власовой – замечательная работа во многих отношениях. И с точки зрения музыковедческой – благодаря огромному задействованному музыкальному и историческому аппарату. И с точки зрения теоретической – благодаря высокому уровню обобщений и выводов. И, наконец, с точки зрения нравственной, как образец честнейшего научного повествования.
Фундаментальный труд Е. С. Власовой должен обязательно присутствовать в учебном плане высших учебных заведений нашей страны.
Композитор Григорий Фрид