Семь вопросов ректору
№ 7 (1237), ноябрь 2005
В Белом зале состоялась первая встреча ректора проф. Т. А. Алиханова со студентами. На встрече присутствовали проректор по учебной работе, проф. Н. Н. Гилярова, проректор по научной и творческой работе, проф. Е. Г. Сорокина, деканы фортепианного и струнного факультетов проф. Е. И. Кузнецова и проф. В. М. Иванов, начальник учебного отдела, доц. Л. Е. Слуцкая и заведующая общежитием В. А. Сумарокова. Проректор по административно-хозяйственной части А. В. Зуев, которому было адресовано большинство вопросов, отсутствовал. Тигран Абрамович пообещал, что вопросы, касающиеся неустроенности быта в общежитии, бесконечного ремонта, завышенных цен и неудовлетворительного качества пищи в буфетах, Алексею Вячеславовичу все же будут заданы. В завершении встречи Тигран Абрамович пообещал организовать к концу этого семестра следующее собрание.
Приводим некоторые вопросы и ответы:
— Когда наш быт будет Вам так же важен, как и наша успеваемость?
— Я согласен, что у нас ничего не делается в срок, завершение ремонта откладывается, но, согласитесь, хорошо, что вообще делается. Многие студенты этого не ценят. У меня, например, тоже есть претензии к студентам, которые варварски обращаются с инструментами!
— Нельзя ли продлить вечернее время занятий в классах до 22.00, а с утра заниматься с 8.00?
— Против занятий в утренние часы категорически возражают настройщики, а с увеличением времени занятий вечером я полностью согласен. Когда я учился у проф. М. С. Воскресенского, то нередко приступал к занятиям в 23.30.
— Почему у нас почти нет практики сольной игры с симфоническим оркестром?
— Такая практика уже началась (например, Сергей Антонов уже играл с оркестром). В планах нашего оркестра мы уже учитываем игру студентов в качестве поощрения, вознаграждения. Более важной проблемой является то, что наши дирижеры не имеют возможности выходить к оркестру. Поэтому в настоящее время ведутся переговоры с дирижерами оркестров, находящихся в небольшой удаленности от столицы (например, с дирижером М. Аннамамедовым). Главное, чтобы в Консерватории начал функционировать производственный оркестр.
— Почему так редко студенты кафедры концертмейстерского искусства играют с духовиками?
— Когда я начинал учиться, духовики были прикреплены к нашей кафедре. Но однажды наступил момент, когда духовиков отделили, т. к., в частности, В. С. Попов считает, что в основу обучения должны быть положены навыки работы в духовом квинтете. На данный момент расширять кафедру невозможно. Профессорский состав тоже очень волнует этот вопрос, мы к нему постоянно возвращаемся. Никто не запрещает вам приходить на нашу кафедру играть, как это делал, например, Ю. Башмет, играя у разных педагогов, в разных ансамблях, на разных кафедрах. Мы сформулировали предложение изменения в Государственном стандарте, чтобы создать на кафедре духовых и ударных инструментов отдельный предмет «камерный ансамбль» для духовых и струнных. Однако это предложение не было поддержано коллегией Министерства образования.
— Каковы перспективы мастер-классов и студенческого обмена?
— Я не считаю правильным чрезмерное увлечение мастер-классами зарубежных педагогов. Что касается студенческого обмена, то в этом вопросе студентам предоставлена полная свобода действий: ректорат не будет возражать, если за свои средства студенты будут ездить за границу повышать профессиональный уровень.
— Ваши планы на текущий учебный год?
— Я не отказался от своих предвыборных планов. Однако решение поставленных задач не вопрос одного дня. Я концертирующий пианист и сезон был уже распланирован, когда я занял этот пост. Тем не менее кое-что уже меняется. Постепенно налаживается и выходит на принципиально новый уровень концертная работа. Как я уже упомянул, мы организовали концерты для отличившихся студентов. Своими силами сделали несколько событийных концертов, в том числе концерт ко Дню города, концерты памяти Л. Наумова, Э. Гилельса. В некотором отношении мы даже побили рекорды Филармонии.
— Можно ли сделать более доступными для студентов концерты известных музыкантов?
— На наши концерты и в наши театры студенты должны попадать. В скором времени состоятся переговоры с руководство Театра сатиры, Ленкома, Малого театра о предоставлении нашим студентам бесплатных входных билетов. Что же касается наших концертов, то я категорически против проведения бесплатных концертов. Согласитесь, что зачастую речь идет о выборе между бутылкой пива и билетом на концерт! Другое дело, что студентам действительно нужно создать условия для бесплатного посещения.
Записала Ярослава Кабалевская