Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Мэтры и студенты

№ 7 (1237), ноябрь 2005

В Большом Зале Консерватории состоялся юбилейный концерт двух замечательных композиторов, народных артистов России, профессоров Р. С. Леденёва и К. С. Хачатуряна.

Первое отделение концерта было посвящено творчеству Р. С. Леденёва. В исполнении симфонического оркестра Министерства обороны РФ (дирижер Н. Соколов) прозвучали: «Con sordini» (Маленький реквием) для альта (В. Зимаков) и камерного оркестра, Триптих памяти Г. Свиридова и Эпиграфы для флейты (А. Колышевская) и оркестра. Во втором отделении концерта были исполнены произведения К. С. Хачатуряна: строгая Третья симфония и блестящая Сюита из балета «Чипполино», нашедшая особенно благодарный отклик у детской части аудитории. Забавно было наблюдать неподдельный восторг и сопереживания маленьких слушателей во время звучания «Погони и поимки Чипполино», наслаждение грациозным «Танцем Магнолии». А «Выстрел из пушки» застал врасплох даже взрослых… Последний номер сюиты «Строительство дома Тыквы» был сыгран на бис и слушатели, выходя из зала, еще долго напевали про себя этот шлягер.

Биографии двух значимых творческих личностей, таких разных в стилевом и жанровом отношении, но непосредственно продолжающих традиции московской композиторской школы, разворачивались на фоне знаковых исторических событий. Уникально то, что, с одной стороны, Леденев и Хачатурян стали «проводниками» двух вершин русской музыки XX века — Прокофьева и Шостаковича, с другой — сумели сохранить свою творческую индивидуальность.

Роман Семенович Леденёв начал композиторскую деятельность в 50-е годы, когда на любые музыкальные новации и поиски был наложен тотальный запрет. Запрещены были Прокофьев и Шостакович, но это не помешало студенту Леденеву в 1956 году посвятить памяти Прокофьева фортепианную сонату.

Начав творческий путь под «прокофьевским солнцем», как написал А. Шнитке в статье 1962 года, Роман Леденёв, наряду со Шнитке, Денисовым, Губайдулиной, Б. Чайковским, принадлежит к поколению «шестидесятников». Впитав передовые тенденции «нововенцев», испробовав авангардные веяния, он остался верен себе. Музыка Леденёва поражает своей человечностью, лирической манерой высказывания, душевной тонкостью и при этом эмоциональной сдержанностью и уравновешенностью формы.

Карэн Суренович Хачатурян — достойный продолжатель традиций Московской композиторской школы. Среди его учителей были В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский. Как и Р. С. Леденёв, в Прокофьева он «влюбился сразу и навсегда», ему также присущи яркий тематизм, искрометность, динамичность, отточенность формы. От Шостаковича он воспринял масштабность замыслов, мастерскую разработку сложнейших полифонических форм, выверенность оркестровки.

Творческое наследие композитора весьма обширно, но в основном он предпочитает крупные инструментальные жанры. Его произведения заняли достойное место в репертуаре выдающихся музыкантов XX века. Под управлением Г. Рождественского были исполнены Первая и Вторая симфонии. Соната для скрипки и фортепиано любима во всем мире, среди ее именитых исполнителей были Д. Ойстрах, Л. Коган, Я. Хейфец. Плодотворно сотрудничали с композитором Квартет им. Бородина, Квартет им. Глинки и другие прославленные коллективы. В стилистическом отношении музыка К. Хачатуряна представляет собой уникальный сплав армянских корней (мелоса, ритмики) и опыта европейской музыкальной культуры. Яркая образность, запоминаемость тематического материала, самобытная оркестровая манера мышления — вот некоторые отличительные черты композитора. В 50-е годы мастер проявил интерес к озвучиванию театральных спектаклей и кинолент. По сей день в Театре им. Моссовета идут «Виндзорские насмешницы» Шекспира, музыку к которым написал Карэн Хачатурян.

Мы поздравляем юбиляров и желаем им здоровья и долголетия, исполнения творческих замыслов, многочисленных верных учеников — продолжателей их традиций.

* * *

В Рахманиновском зале состоялся отчетный концерт кафедры композиции, в котором приняла участие кафедра камерного ансамбля.

Приятным сюрпризом стало участие в концерте профессора Т. А. Чудовой. Ее «Концертино» в восемь рук сорвало заслуженный шквал аплодисментов. В начале вечера прозвучал Струнный квартет Н. Фарниевой, ярко и темпераментно исполненный Г. Казазяном, И. Мовчаном, Г. Чекмарёвым и Я. Судзиловским. Интересное решение диалога между флейтой (П. Студенников) и фортепиано предложила В. Затула в своей пьесе «Quo vadis?». К чудесному тембру флейты обратился также А. Сысоев, представив Сонату для флейты (А. Паисов) и фортепиано (М. Павлова). Е. Саничева исполнила вокальную партию в собственном сочинении «Sensation» на стихи А. Рембо для голоса, флейты (А. Хаскин), альта (А. Стручкова) и арфы (А. Алферова). О. Евстратова подготовила Трио для скрипки (А. Мильтонян), виолончели (Е. Досина) и фортепиано.

Лирическим центром концертной программы, несомненно, стало «Matean» — вступление к вокальному циклу на слова Г. Нарекаци для баритона и камерного оркестра. Подающий большие надежды композитор А. Гущян заставил слушателей погрузиться в состояние глубокой душевной сосредоточенности и проникновенной светлой печали. Сильное впечатление оставил Струнный квартет А. Ананьева, который заворожил публику своей лаконичностью, яркой образностью и оригинальными средствами выразительности. За блестящее исполнение произведения следует сказать большое спасибо квартету класса проф. А. А. Корчагина.

На концерте прозвучали и более масштабные произведения: «Иосиф и его братья» — кантата для солистов, чтеца и ансамбля М. Хорьковой в высокохудожественном исполнении «Ансамбля современной музыки» под управлением В. Валеева. Сочинения Я. Судзиловского стали мажорным завершением концерта. Прозвучали его Струнный квинтет и «Вопрос — ответ» — фантазия для виолончели, фортепиано, челесты и ударных. Присущий автору элемент эпатажа публика приняла с улыбкой и удовольствием.

Ольга Смоленская,
студентка V курса

Поделиться ссылкой: