Русский интеллигент
№ 5 (1235), сентябрь 2005
31 марта 2005 года от нас ушел замечательный музыкант, пианист и педагог Павел Валерианович Месснер.
«Павел Валерианович является для меня примером русского интеллигента, высокообразованного, одаренного, одухотворенного музыканта, отличного и интересного пианиста, умного педагога, неизменно доброжелательного товарища…», — говорит Д. А. Башкиров. М. В. Юдина, поддерживавшая с Месснером дружеские отношения и музицировавшая с ним в 4 руки, называла его «человеком старинной культуры».
П. В. Месснер родился в Москве в семье потомственных музыкантов — В. О. Месснера и Т. Г. Катуар (дочери Г. Л. Катуара), выпускников Московской консерватории по классу фортепиано А. Ф. Гедике. Он окончил училище в классе А. Г. Руббаха (1950) и консерваторию у Э. Г. Гилельса (1955).
Сразу после ее окончания П. В. Месснер дал несколько сольных концертов, прошедших с большим успехом в разных городах России и за рубежом. В дальнейшем он выступал как исполнитель камерной музыки совместно с А. Е. Васильевой, Д. Г. Миллером, М. К. Чайковской, А. А. Мельниковым, В. К. Малининым, Р. О. Багдасаряном. «П. В. Месснер — глубокий и разносторонне развитый музыкант, превосходный пианист и педагог с многолетним опытом работы. Сольные и ансамблевые выступления П. В. Месснера всегда были отмечены творческим проникновением и высоким профессионализмом», — говорил о нем Я. И. Зак.
Репертуар Месснера был поистине всеобъемлющ, включая произведения И. С. Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Чайковского, Грига, Брамса, Франка, Дебюсси, Равеля, Р. Штрауса, Хиндемита, Респиги, Мартину, Шостаковича, Барбера, Бриттена, Мессиана, А. В. Чайковского и др. Неоднократно Павел Валерианович исполнял и записывал редкозвучащие сочинения Метнера, Катуара (фортепианные Квартет и Квинтет), Франца Ксавера Моцарта (музыка для виолончели и фортепиано). Он осуществил редакцию сборника «Педагогический репертуар детской музыкальной школы. Пьесы композиторов ХХ века для фортепиано (зарубежная музыка)» (М., 1966). В 1995 году тяжелая болезнь прервала творческие планы музыканта.
Педагогическую деятельность П. В. Месснер начал в качестве ассистента Э. Г. Гилельса. В 1957–1988 годах он одновременно работал в училище при консерватории, в 1967–1977 — заведовал там фортепианным отделением, подготовив около 60 выпускников. С 1959 года Месснер вел в консерватории класс специального фортепиано, с 1989 по 1995 — преподавал на кафедре камерного ансамбля. В числе его учеников — пианисты, занимающие ныне видное положение в музыкальной жизни России и зарубежных стран: А. Гурфинкель, Д. Климов, Н. Магомедбекова, С. Осадчук, А. Рахман, В. Седова, А. Семецкий, А. Хамидулина, Е. Христенко, Х. Аль-Вади и К. Хурис. «Благодаря большому культурному кругозору и прекрасным пианистическим данным педагогика заняла ведущее место в деятельности П. В. Месснера — музыканта большой культуры, удивительной трудоспособности, добросовестности, порядочности», — отмечала Т. П. Николаева.
Педагогический метод Павла Валериановича был основан на глубоком анализе музыкального текста, постижении драматургической логики произведения. Стремление к целостному охвату сочинения, к выпуклой, но естественной фразировке во многом стимулировалось совместной работой с Э. Г. Гилельсом. Обостренное внимание к художественному подтексту, забота о непосредственности и артистизме исполнения в значительной степени сформировались в результате творческого общения музыканта с Г. Г. Нейгаузом. Л. Н. Берман долгие годы регулярно показывал Павлу Валериановичу свои концертные программы, отмечая плодотворность такого сотрудничества. «П. Месснер — это моя фортепианная совесть», — говорил он.
Павел Валерианович неоднократно оказывал профессиональную музыкальную помощь консерваториям и училищам России, республик Средней Азии и Монголии, проводил мастерклассы в Финляндии. В 2003 году он был удостоен премии Общественного фонда «Русское исполнительское искусство» за значительный вклад в повышение музыкальной культуры страны и развитие отечественной фортепианной школы.
Всякий, кому посчастливилось общаться с П. В. Месснером, узнает столь дорогие и незабываемые черты этого выдающегося пианиста-педагога, человека удивительной душевной красоты в воспоминаниях М. Кончаловского: «В силу человеческих и профессиональных отношений, свойственных русской интелегенции, связи учителя и ученика не прерывались после окончания учебы… П. В. Месснер — замечательный музыкант и человек, унаследовавший от своих родителей редкую скромность, доброту и доброжелательность, свойственные всему роду Катуаров, истинную профессиональность и тончайший музыкальный вкус… Меня всегда поражала музыкальная образованность Павла Валериановича — музыканта в третьем поколении — как все-таки это важно! Он знал, мне казалось, всю музыку прошлого и настоящего, не только фортепианную, но и симфоническую, оперную, камерную. Он был для меня эталоном тонкого и глубокого понимания музыки».
Профессор А. М. Меркулов