Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Трибуна современной музыки, или спасение утопающих — дело рук самих утопающих

№ 3 (1233), апрель 2005

Так получилось, что жизнь современной музыки в России главным образом сосредоточена вокруг фестивалей и исполнительских коллективов, где научно-просветительская составляющая охватывает лишь разовые акции, связанные с конференциями и семинарами по современной музыке, а также творческими встречами с композиторами. Конечно, это очень важно для изучения и продвижения новейших музыкальных достижений в нашей стране. Но по-прежнему вызывает недоумение вопрос, почему у нас так катастрофически мало специализированной периодики, посвященной серьезной музыке. Неужели дело только в пресловутом «нет средств»? Например, крупный профессиональный журнал вообще всего один. Согласитесь, маловато для огромной России, где современная академическая музыка все интенсивней набирает обороты, переживает настоящий взлет интереса к новым явлениям и именам.

Желание быть услышанными не только в прямом, но и переносном смысле оказалось настолько сильным, что молодые композиторы во главе с Дмитрием Курляндским решили попытаться исправить сложившуюся ситуацию собственными силами. Не только вызвать полемику, но и по-настоящему вдумчиво заглянуть в глубины современного музыкального творчества стало возможным теперь с «Трибуны современной музыки» — так называется журнал, первый номер которого вышел в свет в январе.

Рождение нового профессионального журнала — дело для наших дней исключительное, почти невозможное, даже по меркам Москвы, где сконцентрированы лучшие возможности и ресурсы. Хотя о последнем говорить пока вообще не приходится, ведь журнал выходит за свой счет, без всякой помощи спонсоров или государства. Хочется, чтобы этот факт привлек к себе самое пристальное внимание и вызвал резонанс. Ведь каждый музыкант так или иначе соприкасается с современной музыкой и творчеством наших современников, а потому не должен оставаться в стороне от информационных возможностей в виде нового журнала. Тем более, если таким изданием занимаются сами композиторы.

Еще одна важная особенность нового журнала видится в особом подходе к читательской аудитории. Дело в том, что «Трибуна» принципиально не сориентирована на узкий круг специалистов, привыкших к общению на специфическом языке терминов и дефиниций. Это издание отнюдь не для профессиональных музыковедов, интересующихся вопросами современной музыки. Даже не для композиторов, горящих стремлением поведать человечеству об очередном эпохальном «конце творчества»…

Этот журнал прежде всего о самой Музыке, живущей в контексте современных идей и тенденций. Она-то и есть главный герой, вокруг которого дружно ветвятся все прочие его попутчики. Откровенный и профессиональный разговор о ситуации в мире современной музыки на понятном для всех языке — вот задача журнала. Не больше, но и не меньше. Теперь у всех единомышленников есть реальное место для общения и доступа к разносторонней информации по «теме», повод для обмена художественными впечатлениями и позициями. Одним словом — трибуна.

Журнал планируется издавать три раза в год, что, надеемся, позволит ему добраться до своего читателя не только в Москве, но и в глубинке, куда вести о столичной музыкальной жизни и уж тем более из Европы доходят с большим трудом. Все желающие могут высказать свои предложения и идеи на сайте журнала: www.tribunacm.ru.

Если попытаться очертить структурный облик (концепцию) издания, можно выделить ряд разделов, распределяющихся по определенным информационным блокам. Основной — Трибуна — и есть собственно ядро журнала. Здесь выдвигается тема для обсуждения, сталкиваются позиции, подводятся итоги дискуссии. Спорщиками выступает контрастная пара музыкантов разных взглядов, убеждений и стилевых пристрастий, даже поколений. И обязательно — композиторы. Это важно для подлинной интриги диспута. В первом номере о красоте в музыке спорили художественный руководитель Московского ансамбля современной музыки (в этом году справляющий свой 15-летний юбилей) Юрий Каспаров и Сергей Невский, композитор более молодого поколения, проживающий в Германии. Во втором планируется дискуссия между композитором Игорем Кефалиди и руководителем Термен-центра консерватории Андреем Смирновым.

Журнал также содержит ряд материалов, затрагивающих разные вопросы и аспекты современной композиторской практики, и непременно творческий портрет (развернутое интервью) одного из крупнейших европейских композиторов. Здесь интересны, прежде всего, современные классики, радикально перевернувшие представление о самих основах музыки. Для первого номера был избран Хельмут Лахенманн. Во втором номере ожидается К. Штокхаузен, а в третьем — Я. Ксенакис. Все источники о них в основном заимствованы из зарубежных публикаций (то есть впервые переведены на русский язык) или получены у самих композиторов, что также уникально.

Весьма свежим в журнале об академической музыке выглядят такие рубрики, как «Музыка в Интернете» (о возможностях Living Composers Project), «Современный джаз» (культурологическое эссе Дмитрия Ухова) и «Музыка в кино» (интервью с размышлениями о профессии композитора, автора музыки к «Ночному дозору», преподавателя Московской консерватории Юрия Потеенко). Разделы «Обзор дисков» и «Организации» также дополняют общее аналитическое содержание журнала полезными и актуальными сведениями о важнейших событиях и вехах в современной музыкальной жизни. Надо добавить, что именно эти информационные разделы вызывают особую заботу инициаторов издания журнала. Сегодня уже окончательно ясно, насколько остро назрела необходимость создания единой базы данных, своего рода визитной карточки отечественной современной музыки, по которой весь музыкальный мир смог бы составить адекватное и всестороннее предоставление о происходящем в нашей стране в этой сфере. Важно дать выход этой информации, прежде всего, на зарубежный рынок, показать, что и у нас в стране пишут, играют, издают и изучают Новейшую музыку. Причем ничуть не хуже, чем в других уголках Европы. Для чего и необходима своя трибуна, с которой можно было бы не только призывать к выживанию этого вида творчества, но и попытаться что-то реально в нем изменить. Ведь пока каждый из участников этого сложного процесса не поймет такую необходимость, наш общий корабль так и будет плыть по течению с криками о помощи, натыкаясь на различные препятствия. Не пора ли нам самим позаботиться о будущем?

Проф. В. С. Ценова,
М. В. Воинова

Поделиться ссылкой: