Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Славься!»

№ 4 (1226), май 2004

Весной 2004 года (20 мая по старому стилю и 1 июня по новому) Михаилу Ивановичу Глинке исполнится 200 лет. Эта дата широко отмечается в России. Можно с уверенностью сказать о беспрецедентном доселе размахе глинкинских торжеств, самом грандиозном за истекшие два столетия. В апреле 2003 года в Большом Театре состоялась новая постановка «Руслана и Людмилы» и прошел международной научный симпозиум, посвященный проблемам исполнения и изучения этой оперы. По плану, утвержденному Министерством культуры Российской Федерации, в 2004 году предполагается провести 47-й Всероссийский музыкальный фестиваль им. Глинки в Смоленске; Фестиваль искусств в Москве (включая концертные программы в рамках Московского Пасхального фестиваля под руководством В. Гергиева) и Санкт-Петербурге. Концерты, посвященные 200-летию Глинки, пройдут в различных городах нашей страны, в том числе в Костроме, Ярославле, Казани, Саратове, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Чебоксарах. В Челябинске на Международном оперном фестивале «Ирина Архипова представляет» выступили лауреаты XX конкурса вокалистов им. М. И. Глинки. В ноябре во Владимире откроется IV Всероссийский открытый конкурс исполнителей русского романса. Главным концертным событием станет Торжественный гала-концерт в Большом театре России 1 июня 2004 г. Большая музейная экспозиция «Глинка и культура первой половины XIX века» откроется в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве. Музей планирует также множество просветительских акций – концертов, лекций, посвященных Глинке, выпуск второго компакт-диска с музыкой Глинки из фондов архивных записей музея, проведение конференции «Глинка и его окружение». На родине композитора предполагаются обширные реставрационные работы, в том числе – памятников Глинке в Смоленске и в музее-усадьбе в Новоспасском.

Среди приношений, которыми Россия отметит юбилей своего музыкального гения, достойное место занял музыкальный фестиваль «Глинка. К 200-летию со дня рождения» и международная научная конференция в его рамках, которые организованы совместно Московской консерваторией имени П. И. Чайковского и Санкт-Петербургской консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова. О важности подобного союза двух столичных консерваторий говорил на открытии фестиваля министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, профессор Московской консерватории А. С. Соколов. Весной центром чествований Глинки стала Москва, осенью – Санкт-Петербург, где пройдет музыкальный фестиваль “Глинка и мировая музыкальная культура” и научная конференция «М. И. Глинка. Музыка истории 1804–2004».

Подготовка к предстоящим сентябрьским торжествам в Санкт-Петербурге уже идет полным ходом. Приводятся в порядок музеи-квартиры Глинки на Почтамтской и вблизи Театральной площади; готовится перемещение памятника Глинке в центр Театральной площади, где он стоял раньше. На фестивале, который пройдет 20–27 сентября, состоятся оперные и музыкально-драматические спектакли, концерты, в том числе исторические концерты, мастер-классы российских и зарубежных исполнителей и композиторов. Среди участников фестиваля – Мариинский театр, музыкальные учреждения, носящие имя Глинки, музыкальные организации родины Глинки – Смоленска. В рамках фестиваля состоятся Всероссийский конкурс студенческих и аспирантских научных работ, Всероссийский конкурс сочинений молодых композиторов, Конкурс на лучшее исполнение камерных вокальных и инструментальных произведений Глинки.

Общей для московского и петербургского фестивалей стала тема «Глинка и его время». На примере уже прошедшего московского фестиваля можно с уверенностью сказать: задумка устроителей удалась. Творчество Гения предстало в полный рост на фоне портрета его Эпохи, и в этом широком культурно-историческом контексте приобрело надлежащую объемность и глубину. С 19 по 24 апреля в Малом и Рахманиновском залах консерватории в исполнении лучших московских, петербургских, зарубежных артистов почти каждый день звучала музыка Глинки, его современников и последователей. Хочется отметить высокий художественный вкус организаторов (художественный руководитель фестиваля – профессор Е. Г. Сорокина), сумевших составить разнообразную и интересную концертную и научную программу. Каждый раз музыкальное наследие Глинки представало в новом, иногда неожиданном контексте.

Так на концерте 20 апреля в Рахманиновском зале, где в исполнении квартета флейт «Сиринкс» звучали сочинения Кулау, Бетховена, Фюрстенау, Меркаданте, Джанеллы, Рейхи, транскрипция «Жаворонка», сделанная С. Голубенко, отчетливо выявила классицистские, идеально-гармоничные черты стиля Глинки. В тот же день в Малом зале на концерте лауреатов международного конкурса вокалистов имени Глинки – воспитанников класса профессора П. И. Скусниченко глинкинская музыка, напротив, звучала очень романтично. Иногда это было даже чуть «слишком»: уникальное сочетание ясности, содержательности, эмоциональной глубины и естественности интонирования, свойственное вокальным сочинениям Глинки, на мой взгляд, не всегда удавалось даже именитым певцам, не говоря уже о начинающих. Впрочем, интеллигентная публика не замечала промахи артистов, а, может быть, великодушно им их прощала, наслаждаясь не столь часто случающейся возможностью попасть на концерт популярной вокальной музыки по бесплатным пригласительным билетам. К слову сказать, этот просветительский аспект фестивальных программ трудно переоценить. В деле приобщения широкого круга слушателей к классической музыке музыка Глинки – едва ли не лучший «проводник»: обладая безупречным качеством, она в то же время «общительна» и эмоциональна.

На концерте 21 апреля в Малом зале музыка Глинки получила иное освещение: она предстала будто бы в уютных салонах и гостиных пушкинского Петербурга. Замечательный ансамбль солистов-педагогов Московской консерватории «Alma mater» представил вокальные сочинения Бортнянского, Варламова, Геништы, Гурилева, Яковлева. Успешно исполненный знаменитый Канон в честь Глинки, впервые спетый его друзьями после премьеры «Жизни за царя» в 1836 году, словно связал ту эпоху с нашей. Так чествование Глинки породило настоящий диалог времен.

На концерте 22 апреля в Рахманиновском зале, называвшемся «Глинка и русская народная песня», в исполнении фольклорных ансамблей Санкт-Петербургской и Московской консерваторий (руководители – профессор А. М. Мехнецов и профессор Н. Н. Гилярова) глинкинский стиль получил прочное почвенное обоснование. В программе концерта были песни и наигрыши, записанные на родине Глинки – в Ельнинском, Глинковсоком, Починковском и Рославльском районах Смоленской области, а также до сих пор живущие жемчужины русского музыкального фольклора, ставшие источниками глинкинского творчества – свадебная песня «Из-за гор, высоких гор» и плясовой наигрыш «Камаринского».

Неожиданный, но интересный и оправданный аспект творческого наследия Глинки высветился в двух концертах фестиваля, состоявшихся в Малом зале: в вечере органной музыки «От В. Ф. Одоевского до А. К. Глазунова» (23 апреля, исполнители М. Мищенко и Ю. Семенов) и в вечере камерной музыки (24 апреля, исполнители – фортепианное трио «Этерия»). Перед В. Ф. Одоевским отечественная музыкальная культура в неоплатном долгу: это фигура, явно недооцененная музыковедением и исполнителями. Между тем его сочинения заслуживают всяческого внимания, что и доказал состоявшийся концерт. В деле пропаганды забытых имен хочется выделить и молодых немецких музыкантов из трио «Этерия». Их музыкальный вечер представил примечательную панораму романтических минорных фортепианных трио, среди которых были впервые звучавшие в Москве сочинения А. Гензельта и А. Альбрехта. Патетическое трио Глинки совершенно органично встроилось в ряд «штюрмеровских» музыкальных высказываний немецких авторов. Кстати сказать, именно это сочинение Глинки стало безусловным фаворитом фестивальных программ. Кроме данного вечера, оно звучало еще дважды: на открытии – в исполнении «Рославец-трио» и в первоначальном варианте для кларнета, фагота и фортепиано в исполнении выдающихся российских музыкантов – Т. Алиханова, В. Горохолинского и В. Попова.

Возвращаясь к концерту наших немецких гостей, надо особо отметить ту огромную роль, которую сыграло в подготовке фестиваля Посольство Германии. Именно благодаря их поддержке состоялся приезд «Этерии» (еще планировался, но, к сожалению, не осуществился концерт контр-тенора Йохена Ковальски). Спонсорская поддержка германского посольства дала возможность организаторам выпустить прекрасный буклет, в котором предстала вся панорама фестиваля и конференции. В благородном деле поддержки классического русского искусства объединились и другие спонсоры фестиваля: ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», Институт Сервантеса, концерны «Лукойл», «Даймлер Крайслер», «Сименс», «Кэнон», отель «Балчуг Кемпински», издание «Ваш досуг».

Еще одним ярким фоном для музыки Глинки послужила фортепианная культура его эпохи. Этот ракурс темы «Глинка и его время» был представлен 23 апреля в двух вариантах. Первый предстал в дневном клавирабенде М. Дубова: пианист сыграл на историческом фортепиано парижской фирмы «Эрар» (из коллекции А. Б. Любимова) сочинения, звучавшие когда-то в салонах Москвы и Петербурга – А. Алябьева, А. и Л. Гурилевых, И. Ласковского, Дж. Фильда – и Глинки. Другой возможный взгляд на фортепианную музыку Глинки продемонстрировали замечательные петербургские музыканты в концерте, названном «М. И. Глинка: тема и вариации». Возник полифонический диалог времен: он шел через Глинку и посредством Глинки. В программе сочетались «Вариации на тему Моцарта» Глинки и «Вариации на тему Глинки» Лядова, оригинальные сочинения Глинки и транскрипции глинкинских сочинений («Жаворонка» Балакирева, «Марша Черномора» Листа). Среди исполнителей особенно хочется отметить молодого пианиста Александра Пироженко и дуэт Д. Якубовского и Н. Катоновой, исполнивших Альтовую сонату.

В том же концерте произошло еще одно знаменательное событие: был исполнен целиком цикл «Прощание с Петербургом» – далеко не частый гость в филармонических программах последнего времени. Тем более редко можно встретить оригинальную исполнительскую трактовку этого шедевра Глинки. С радостью констатируем, что певице Марии Людько и пианисту Дмитрию Часовитинову это удалось. Залогом успеха стала органичность интонирования, прозрачность звучания, стройность композиционного решения и свежий взгляд на многие хрестоматийные песни цикла.

Вокальная и фортепианная музыка Глинки царила и на следующий день – 24 апреля, когда в Рахманиновском зале в исполнении народных артистов России А. Мартынова (тенор) и А. Любимова (фортепиано) прозвучали лучшие романсы и фортепианные пьесы композитора.

В этот же день в Большом зале состоялась премьера концертной версии «Руслана и Людмилы» в исполнении Оперной студии Московской консерватории. Вообще широкое участие студентов и аспирантов в программах фестиваля и конференции стало добрым знаком, свидетельствующим об интересе молодых музыкантов к творчеству Глинки. В этой связи хочется выделить два концерта межфакультетской кафедры фортепиано (заведующий кафедрой – профессор А. В. Самонов): в музее-квартире С. Т. Рихтера (21 апреля) и в Малом зале (24 апреля); а также дневной концерт 24 апреля в Музее им. Н. Г. Рубинштейна. На последнем концерте хочется остановиться подробнее.

Отмечать 200-летие со дня рождения Глинки было особенно приятно в Музее, где сама атмосфера навевает мысли о славном прошлом русского искусства и где экспонируется выставка, посвященная славному юбилею (она была подготовлена Музеем им. Н. Г. Рубинштейна, Научной музыкальной библиотекой им. С. И. Танеева, Вычислительным центром, Кафедрой истории русской музыки), один из примечательных экспонатов которой – чудесный и пока еще мало известный живописный портрет Глинки, созданный А. Г. Горавским по заказу П. М. Третьякова. Фортепианный факультет (зав. кафедрой специального фортепиано профессор Л. В. Рощина, профессор З. А. Игнатьева) и кафедра концертмейстерского мастерства (доцент И. В. Кириллова, лауреат международных конкурсов Е. Либерова) подготовили со своими воспитанниками прекрасный вечер, отражающий разные грани фортепианного наследия и вокальной музыки гениального композитора. Жемчужины глинкинской лирики достойно завершили апрельский этап фестивального «восхождения к Глинке».

Венец концертной части фестиваля еще впереди: им станет заключительный симфонический концерт в Большом зале с участием симфонического оркестра Московской консерватории (дирижер – А. Левин), который состоится почти накануне дня рождения Глинки – 19 мая. В нем, наряду с широко исполняемыми произведениями композитора, прозвучат два малоизвестных его сочинения: Ноктюрн И. Гуммеля ор. 99, оркестрованный Глинкой, и Торжественный Польский, сочиненный по поводу коронации Александра II.

В эти же апрельские дни в Конференц-зале консерватории и в Зале Музея им. Н. Г. Рубинштейна развернула свою работу научная конференция, включающая представительный состав участников из разных городов России, Украины, Белоруссии, Германии, Испании, Италии. Тематика докладов и сообщений была чрезвычайно широка и интересна. Творчество Глинки предстало и в «горизонтальной», и в «вертикальной» временнóй перспективе, обсуждались текстологические проблемы его наследия, связи с фольклором, жанровый, эстетический и стилистический аспекты исследования глинкинской музыки. Особый интерес участников конференции вызвали вопросы русско-европейских, в частности, русско-германских и русско-испанских музыкальных связей, осуществленных в творчестве Глинки и других композиторов его времени.

Так – празднично и с вдохновением консерваторцы и широкая музыкальная общественность отметили замечательный глинкинский юбилей. Как и в какой мере «глинкинский контекст» открыл нам нас самих – судить нашим потомкам. Сейчас же девизом прошедшего фестиваля и конференции могут стать слова, сказанные о Глинке Борисом Покровским: «Безгранично, бездонно творчество великого Глинки. Сколько бы его ни изучать, ни слушать, все равно останутся непознанные глубины и краски. Поэтому мы и считаем его классиком. Искусство Глинки объясняет жизнь народа, обобщает ее и облагораживает. М. И. Глинка – наша слава и наша гордость. И поэтому юбилей, который мы сейчас отмечаем, – это праздник народной мудрости и народной красоты, праздник народного искусства».

Елена Шабшаевич

На снимках:
Проф. Е. Г. Сорокина и проф. А. С. Соколов открывают фестиваль.
На конференции.
Трио «Этерия» в составе: Хеннинг Руэ (фортепиано), Ульрике Шмитц (скрипка) и Александр Виль (виолончель).
«Руслан и Людмила» на сцене Большого зала.

Поделиться ссылкой: