Живем дружно и целеустремленно
№ 1 (1223), январь — февраль 2004
Мы открываем новую рубрику. О достижениях и проблемах консерваторской жизни расскажут деканы. Наш первый собеседник – декан композиторского факультета, профессор А. А. Кобляков.
Александр Александрович, что нового на факультете? С какими успехами вы вступаете в 2004 год?
Прежде всего, это организация – впервые в истории Консерватории! – электро-акустического центра, чего мы добивались в течение целого ряда лет. И здесь необходимо поблагодарить ректорат и лично ректора проф. А. С. Соколова за постоянную помощь и поддержку в решении этой проблемы. Теперь на базе центра ведется курс электронной композиции, который читает мой ученик, высокоталантливый композитор А. В. Райхельсон, ныне преподаватель Консерватории. Он специалист в области электроники, прошел стажировку в Париже. Кстати, Парижская консерватория сыграла огромную роль в оснащении МГК электронным оборудованием и продолжает курировать нас в этом вопросе. Из прочих успехов отмечу создание клуба молодых композиторов. Его организаторы – К. Бодров и А. Гущян, одаренные студенты, энтузиасты своего дела. За короткий срок состоялись творческие встречи с крупными мастерами, среди которых Р. Щедрин, Г. Канчели, С. Губайдулина, А. Эшпай, Э. Артемьев, В. Екимовский, Ю. Каспаров, В. Мартынов и др. Кроме того, мы упорядочили концертную сферу – важное звено обучения композиторов. Дни и залы – на целый год вперед! – теперь известны заранее, для участия в концерте сейчас необходима рекомендация ведущего профессора. Есть постоянное концертное бюро (все те же К. Бодров и А. Гущян), постоянная ведущая (молодой педагог Анжелика Комиссаренко), для рекламы наших концертов начали использовать интернет (здесь неоценимую помощь оказывает нам педагог Ирина Анатольевна Дубкова) и т. д. Концерты всякие – студенческие, аспирантские, педагогические, мемориальные, тематические, причем возросло не только их количество, но, что самое главное, качество! В последнее время крепнут наши связи с ансамблем «Студия новой музыки» (художественный руководитель – проф. В. Г. Тарнопольский, дирижер – И. А. Дронов), с камерным оркестром Консерватории (художественный руководитель – С. Д. Дяченко), с учебным симфоническим оркестром (руководитель – профессор Л. В. Николаев). Все это не может не радовать. Дипломные произведения наших выпускников звучат в исполнении лучших оркестров, в том числе прославленного ГАСО. Особо хочется отметить концерт в Большом зале, 1 декабря. Впервые за всю свою историю знаменитый БСО под управлением В. И. Федосеева играл сочинения наших воспитанников. Выступление оказалось настолько успешным, что Владимир Иванович решил провести подобный концерт и в следующем году.
Не секрет, что участие в конкурсах – важная составляющая образования музыканта. Есть ли у факультета своя конкурсная политика?
За последнее время были организованы конкурсы «Орфей. Мистерии» (его инициатором стала высоко эрудированная И. И. Силантьева, педагог Консерватории) и органный конкурс (совместно с кафедрой органа проф. Н. Н. Гуреевой). Еще один органный конкурс пройдет в марте этого года. Планируем конкурс на лучшую студенческую оперу, причем опера-победительница будет поставлена. Особо отмечу организованный совместно с Парижской консерваторией первый франко-русский конкурс студентов-композиторов. В прошлом году он закончился победой Марины Хорьковой (класс проф. В. Г. Агафонникова). Марина отправилась в Париж, где было исполнено ее сочинение. Сейчас завершился второй такой конкурс, и на сей раз победил французский студент Ризо-Салом. Его музыка прозвучит 29 февраля, в Рахманиновском зале. Кстати сказать, целый ряд наших студентов – лауреаты международных композиторских конкурсов, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с конкурсами, мы участвуем и в фестивалях, причем не только в «Московской осени». Так, заведующий кафедрой композиции проф. А. В. Чайковский придумал и осуществил проект «Музыкальные академии России». Этот грандиозный фестиваль предусматривает концертные поездки по России лучших музыкантов-студентов разных вузов, в том числе, конечно, и композиторов. Уже состоялись концерты в Москве и Питере, на очереди – Казань и Екатеринбург.
Действительно, ваша конкурсной активность возросла. А как обстоят дела с теоретическим образованием, с занятиями по специальности?
Излишне, наверное, говорить как о важности теоретического обучения композитора, так и о его специфичности. Ведь композиторское мышление – это прежде всего проблемное мышление, оно не ограничивается усвоением готовых рецептов. В связи с этим мы перестроили основные теоретические курсы полифонии, формы, гармонии, сделав в них акцент на максимальную близость к специальности. Не менее важна для композитора и оркестровка. У нас великолепная кафедра оркестровки, которую возглавляет профессор Е. М. Ботяров. Что же касается кафедры сочинения, то равной ей по охвату всего стилистического диапазона современной музыки я просто не знаю. Так замечательно, на мой взгляд, сложилось, что творчество каждого из профессоров заполняет в совокупности весь спектр имеющихся музыкальных средств: от условно правого фланга (опора на тонально ориентированную музыку) до левого (пост-сериализм, сонористику, алеаторику, спектральную музыку и т. д.). Каждый поступающий волен выбрать наставника по собственному вкусу!
Появились ли на факультете новые курсы?
В числе новых тенденций факультетского образования – усиление роли и значения современной музыки, знания ее новейших образцов. У нас образовалось целых три новых учебных направления, связанных с этой темой. Это курс «Современная композиторская лаборатория», организованный проф. А. В. Чайковским по типу мастер-классов; курс «Современная музыка», (начинание проф. В. Г. Тарнопольского и его кафедры), а также курс «Музыка и музыкальная философия К. Штокхаузена», который читает преподаватель М. Т. Просняков. Кроме того, сама жизнь диктует необходимость некоторых новаций. Факт, что мы совершенно не учим прикладной музыке, а ведь без этого композитору сейчас не прожить. В итоге мы отдали все пространство прикладной музыки, а это не только музыка в театре и кино, но и эстрада, реклама и т. д., на откуп полупрофессионалам, зачастую не имеющим ни вкуса, ни образования. Удручающий результат всего этого мы слышим каждый день по телевидению и радио. Поэтому мы по просьбе самих студентов решили ввести подобный курс, в чем нас очень поддержал Э. Н. Артемьев. Обещали выступить с лекциями Г. И. Гладков, А. Л. Рыбников и другие признанные мастера. Такого курса нет нигде, и он может стать интереснейшим и перспективным.
Картина вырисовывается самая радужная. Получается, у вас нет никаких проблем?
Действительно, мы живем дружно и целеустремленно, а вот что касается проблем… Проблемы есть, но они решаемые. Не все студенты регулярно ходят на лекции, пропускают занятия по фортепиано и симфоническому дирижированию, прогуливают уроки иностранного языка и физкультуры и т. д., с чем мы, конечно, не будем мириться. У нас совершенно акустически не оборудован класс композиции (№ 35), плохие колонки в других классах, расстроены рояли, есть проблемы с занятиями в общежитии… Но, повторяю, все эти проблемы решаемы. И главную проблему решил ректор, заявив на недавно состоявшейся общевузовской студенческой конференции следующее: «Каждый студент оркестрового факультета обязан в течение пяти лет хотя бы раз сыграть камерное произведение студента-композитора». Наконец-то закончатся суета, судорожные поиски исполнителей и, главное, финансовые траты наших студентов! Это решение, поддержанное деканом оркестрового факультета проф. В. М. Ивановым и заведующим кафедрой камерного ансамбля проф. Т. А. Алихановым, может стать поистине историческим в жизни факультета, за что особая благодарность Александру Сергеевичу и всему руководству консерватории.