Шесть дней из жизни факультета
№ 1 (1223), январь — февраль 2004
Жизнь композиторского факультета наполнена событиями. Мы предложили студентам факультета описать несколько запомнившихся эпизодов двух месяцев прошедшей осени 2003 года. Итак…
30 сентября. Малый зал
Концерт, посвященный творчеству ныне здравствующих композиторов кафедры и безвременно ушедших Е. Голубева и А. Пирумова, отличался разнообразием жанров, но отнюдь не напоминал стилистический калейдоскоп и слушался на одном дыхании. Философско-возвышенную сонату № 10 для фортепиано Е. Голубева виртуозно исполнила Н. Баркалая.
Очаровательную сюиту Е. Ботярова, где ярко ожили «Утренние прогулки», «Танец с балалайкой» и «Рассказ деда», выразительно сыграла Е. Яцюк. А. Ариян представил на суд слушателей неистовый Каприс в темпераментном исполнении скрипача Г. Казазяна. Соната для трубы и фортепиано В. Агафонникова (в исполнении В. Лаврика и П. Беляниной) с самого начала поразила энергией и мощью. Т. Чудова показала Концертную токкату, которую очень ярко сыграл композитор и пианист А. Ананьев. С первых же аккордов и до финала это сочинение держало зал в напряжении. Приятным сюрпризом стало исполнение композитором (и кларнетистом!) В. Масловым оригинального произведения Л. Бобылева «Ритурнели» для кларнета и камерного ансамбля. Достойно завершил концерт фортепианный цикл А. Пирумова в безупречном исполнении Н. Шимкунас.
Ольга Смоленская, студентка III курса
8 октября. Рахманиновский зал
Произведения молодых композиторов играли ассистенты-стажёры ансамбля «Студия новой музыки». В исполнении А. Копленковой и Я. Судзиловского (оба исполнителя еще и композиторы!) колоритно прозвучал изысканный цикл пьес для скрипки и виолончели С. Ивановой (класс проф. Т. А. Чудовой). Я. Судзиловский исполнил также «Заклинание змеи» для виолончели соло А. Арияна, точно передав мелодические, тембровые и структурные находки автора. Три багатели для двух скрипок А. Сысоева (класс проф. Т. А. Чудовой) сыграли А. Копленкова и Е. Жданов. Музыка цикла запомнилась своеобразным использованием полифонических приемов, логически выверенным целым. «Ритмические алгоритмы» для ансамбля ударных Д. Суфияровой (класс проф. Р. С. Леденева) прозвучали в исполнении А. Винницкого, А. Мартынова, Н. Зарубина и Г. Печеневского. Мы услышали неожиданный синтез современного слышания ударных инструментов и опоры на пентатонику татарской музыки. Радостным событием стало участие в концерте проф. И. П. Штегмана. Под его мастерским управлением прозвучал медитативный «Catharsis» для арфы, виолончели и фортепиано М. Романовой (класс проф. А. В. Чайковского). Под занавес было исполнено произведение А. Комиссарова «Девять хайку Кобаяси Исса» для тенора и камерного ансамбля. Сочинение привлекло оригинальностью замысла, интересными тембровыми сочетаниями и, безусловно, прекрасным исполнением солиста Е. Любимова. Запоминающаяся особенность концерта в целом – разнообразная палитра использованных стилистических средств и приемов.
Светлана Иванова, ассистент-стажер
12 октября. Большой зал
Концерт выявил естественную гармоническую связь разных музыкальных эпох и стилей. Звучала музыка Моцарта, Бриттена, а также профессоров композиторского факультета – Ю. Буцко, Р. Леденёва, А. Николаева. Лирическим центром вечера стало произведение Р. Леденёва «Con sordini» для альта и камерного оркестра. Характерные для стиля Леденёва немногословность, аскетизм и, вместе с тем, «смиренная красота» оказали магическое воздействие на слушателей. Особое ощущение времени, блестящее владение оркестром, гармоничность формы, яркие образы – черты, присущие Ю. Буцко, чье «Приглашение к вальсу» закончило 1-е отделение. Чистота стиля, классичность формы, светлое восприятие бытия – неповторимый почерк Алексея Николаева. В концерте принимали участие лауреаты российских и международных конкурсов Н. Кожухарь (альт) и С. Якович (скрипка), аспирант МГК А. Усов и студент А. Мазур (класс проф. А. В. Корнеева), а также камерный оркестр МГК под управлением С. Дяченко. Уже в который раз этот дирижер заявляет о себе как о талантливом интерпретаторе современной музыки. Для него сотрудничество с композиторами не только интересное, но и ответственное дело, требующее максимальной творческой отдачи. Оркестр освоил программу широкого стилистического спектра в рекордно короткие сроки.
Кузьма Бодров, Иван Ипатов, студенты IV курса
17 октября. Класс 21
Долгожданная встреча с Родионом Щедриным осуществилась благодаря усилиям музыковеда, доцента Е. В. Власовой и декана композиторского факультета проф. А. А. Коблякова. Мастер-класс начался «Вариациями на тему Паганини» М. Ченцова, авторское исполнение которых было особо отмечено Родионом Константиновичем. Первая часть Концерта для фортепиано с оркестром К. Бодрова (оба – класс проф. А. В. Чайковского) привлекла его внимание яркостью и динамичностью материала. Одобрил мастер и мистический колорит фрагмента из оперы «Тентажиль» по драме М. Метерлинка (автор – С. Неллер, класс проф. А. А. Коблякова), и возвышенную хоральность Фантазии для органа А. Гущяна (класс проф. Р. С. Леденева, исполнитель – К. Волостнов). «Agitato и Nervoso», пьеса для виолончели и фортепиано А. Кузнецова (класс проф. А. А. Коблякова), прозвучавшая в исполнении автора и С. Антонова, оказалась близкой по духу его ранним произведениям. Маэстро особо оценил в ней исполнительские приемы и отметил, что такое интересное произведение может стать репертуарным. Первая часть Концерта для фортепиано с оркестром Д. Суфияровой (класс проф. Р. С. Леденева) показалась ему вполне самодостаточной, не требующей продолжения. В целом Щедрина приятно удивили стилистическое разнообразие композиций, высокий уровень подготовки студентов, их способность к конструктивному мышлению. Поводом же для дискуссии послужило сочинение Д. Курляндского «Сокровенный человек» для голоса и камерного ансамбля (1-я премия Международного конкурса в Голландии). Мэтр, не жалующий авангард, оценил яркий колорит звучания в рамках, казалось бы, «стерильной» стилистики. И все же он предостерег от чрезмерного увлечения авангардом в связи с его оторванностью от массового слушателя, заметив, однако, что авангарду найдено прекрасное применение в музыке для театра и кино. Тема восстановления связи между композитором и слушателем была продолжена вопросом о роли «третьего направления». По мнению Щедрина, композитор, нашедший себя в этом течении, имеет шанс найти отклик и у слушателя. На вечный вопрос о будущем музыки он ответил: «Музыка будет жить. Сегодня она повсюду: в концертном зале, в СМИ, рекламе, кино, театре, автомобиле, даже в мобильном телефоне. Значит, люди в ней нуждаются, чем дальше, тем больше!».
Валерий Лавров, ассистент-стажер
2 ноября. Малый зал
Лауреат международных конкурсов Константин Волостнов (класс проф. А. А. Паршина) играл сочинения педагогов консерватории А. Пирумова, Р. Леденева, В. Кикты, Ю. Воронцова, И. Дубковой, Д. Дианова. Зарубежная часть программы включила произведения украинского классика Н. Колессы, американца Д. Гомпера и англичанина К. Лейтона. Надо отдать должное органисту – каждая пьеса была наполнена подлинным чувством, пониманием замысла композитора, а камерный орган Малого зала обретал порой несвойственную ему мощь. Удивили романтическая масштабность в Прелюдии и фуге Н. Колессы, пленила проникновенная лирика в Прелюдиях А. Пирумова, покорили эпический размах и фантастическая красочность Фантазии Р. Леденева и сюиты «Преображение» В. Кикты. В пяти пьесах из сюиты «Витражи» И. Дубковой ощущалась утонченность и лучезарность. Понравились «Три пьесы в сонорном стиле» Ю.Воронцова, специально написанные для этого концерта. Тепло встретили слушатели Сюиту из трех частей Д. Гомпера, созданную для презентации большого органа в г. Айова (США). Эффектно завершила этот масштабный и стилистически многоплановый концерт виртуозная токката «Perpetuum mobile» Д. Дианова.
Анна Михайлова, студентка II курса
1 декабря. Большой зал
Впервые выступление Большого симфонического оркестра было целиком посвящено произведениям выпускников композиторского факультета. Эта уникальная акция прошла по инициативе художественного руководителя и главного дирижера БСО В. Федосеева. Он не только самолично отобрал шесть сочинений для представления в рамках абонемента «Отечество мое – Консерватория!», провел репетиционную работу с оркестром, но и представил творения молодых на суд взыскательной общественности.
Концерт открыла симфоническая картина Е. Русановой-Лукас «Легенда Вавилона», рождающая целый ряд зримых ассоциаций. Поэтичными настроениями, богатством симфонических красок была пронизана фантазия «Ветер-полуночник» А. Комиссаренко. Хорошее впечатление произвела Симфония О.Алюшиной, заставившая с неослабевающим вниманием следить за внутренней логикой развития. Продолжительными аплодисментами завершилось исполнение «Фестиваля» аспиранта Пак Кюн Сина, темпераментной и динамичной пьесы, появление которой было приурочено к проходившему в 2001 году в Южной Корее чемпионату мира по футболу. Пожалуй, самым большим откровением стало исполнение «Аллегории синхронности» Т. Новиковой, выполненной в технике авангардного письма. И, наконец, последнее сочинение – оригинальная «Гипотетическая» симфония Д. Курляндского, которую автор многозначительно назвал «неоконченной»: окунув слушателей в море разнородных quasi-цитат, музыка внезапно обрывается… В целом, несмотря на налет академичности, произведения консерваторцев показали не просто высокий класс мастерства (в этом можно было не сомневаться!), но и несомненную талантливость, яркую стилистическую «многомерность».
Татьяна Егорова,
доктор искусствоведения,
член Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ