Обманчивая легкость
№ 6 (1220), октябрь 2003
24 июня в Рахманиновскомзале консерватории состоялась премьера комической оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Исполнители – студенты вокального факультета, солисты и оркестр Оперного театра консерватории. Перед началом спектакля слово взял ректор консерватории проф. А. С. Соколов. Он отметил, что благодаря титаническому труду коллектива из студии вырос настоящий театр, занявший достойное место в театральном мире Москвы.
Решусь утверждать, что постановка опер Моцарта является одним из самых серьезных испытаний. Легкость Моцарта абсолютно иллюзорна. Сложности в Моцарте не слышно и не видно. По этой причине у вдумчивых режиссеров и исполнителей всегда возникает некоторый шок от столкновения с истинными масштабами задачи.
Опера «Свадьба Фигаро» тому яркий пример: дух живого действия, характерность и узнаваемость персонажей, необыкновенная эффектность в сочетании с изысканной усложненностью форм. Самое трудное – сделать невидимым и незаметным колоссальный труд артистов. С одной стороны, реальность и осязаемость музыки заставляет не утруждаться «придумками», псевдо-режиссерским «ячеством». С другой, существует опасность «утонуть» в тексте. Это сложная мозаика, требующая филигранной отточенности.
На мой взгляд, в нынешней постановке оперы силами оперного театра и кафедры оперной подготовки Московской консерватории (художественный руководитель оперного театра – проф. А. И. Якупов, зав. кафедрой оперной подготовки – проф. В. Ф. Жданов, режиссер-постановщик – И. И. Силантьева) с музыкой Моцарта гармонично соединились традиции психологического театра. Искренность и простота – главные достоинства этой постановки. Здесь не было так называемых «моцартовских исполнителей» – голосов, строго соответствующих стандартной моцартовской оперной постановке. Не было и развеселого Моцарта с педалированием кича, которое стало столь популярным после оскароносного фильма. Очарование юности, искренность и естественность артистов подкупали и часто перевешивали их сценическую неопытность и отсутствие матерого профессионализма.
Даже отсутствие подлинной оперной сцены, декораций и т. п. не выглядело явным недостатком. Как выяснилось, для того, чтобы обозначить действие необходимо не так уж и много «материи», а присутствие на сцене Большого зала оркестра под управлением музыкального руководителя постановки, проф. Павла Ландо, не только не мешало, но и помогало юным артистам. Судя по настроению, и тонусу, царившему на сцене, такой подход к «Фигаро» оказался артистам по душе.
Идея постановки «Свадьбы Фигаро» принадлежит проф. Галине Алексеевне Писаренко. Подготовительный процесс был очень насыщенным. Протяженность оперы, включая речитативы, занимает 3,5 часа. Огромную работу по подготовке музыкальной текста провел проф. Ландо. Сценическую постановку осуществила кандидат искусствоведения И. И. Силантьева, авторский курс которой «Психология вокально-сценического творчества» изначально был создан для того, чтобы вывести на иной качественный уровень исполнительскую практику студентов. Каждая репетиция, первая из которых состоялась 27 февраля, проходила в форме практических занятий по психологии творчества. Уже в начале мая была представлена полная версия спектакля. Юбилейную постановку в Большом зале предваряло несколько успешных показов. Казалось бы – весьма благополучная и благостная картина.
Однако проблемы всегда сопутствуют работе оперного театра. Это отсутствие собственной сцены, мастерских, то есть нормальной базы для существования не виртуального, а истинного репертуарного театра. Фактически каждый спектакль, даже самый яркий, обречен только на один, максимум два показа, что катастрофически мало. Невозможно требовать чудес в ситуации, когда все держится исключительно на вдохновенном энтузиазме, не обеспеченном хотя бы минимальной материальной поддержкой. Остается надеяться на то, что в России, наконец, появится система помощи таким многообещающим проектам, каким уже более 100 лет является оперный театр Московской консерватории.
Нино Баркалая