Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Орфей. Мистерия восхождения»

№ 3 (1217), апрель 2003

Вечера в «Музыкальной гостиной», собирающие каждый месяц любителей музыки в Конференц-зале консерватории, уже давно стали хорошей традицией. Разнообразные по тематике и звучащей на них музыке, эти вечера, как правило, превращаются каждый раз в некое музыкально-поэтическое представление, в которое вовлекаются и сами исполнители, и ведущий, и слушатели. Но даже завсегдатаи этих музыкальных вечеров, придя на очередную встречу, явно привлеченные замысловатой «темой» новой гостиной – «Орфей. Мистерия восхождения» – не могли и представить себе, свидетелями какого необычного для консерваторских стен зрелища окажутся они на сей раз.

«Темой» последней в 2002 году, «рождественской» гостиной стали собранные в единое повествование разнообразные мифы, легенды, сказания о величайшем музыканте древности – Орфее. По замыслу И. И. Силантьевой, вдохновительницы и главному организатору «Мистерии об Орфее», полулегендарные, полуисторические сказания, сложенные в поэтические строки великими мыслителями древности, религиозные и мистические знания древних культов, посвященных Орфею и Дионису, их отголоски в поэзии нашего времени, должны были соединиться в единую линию повествования и, отразившись в музыке, пригласить зрителей и слушателей в увлекательное путешествие в мир Древней Эллады, чтобы вновь пережить любовь и страдания Орфея, его смерть и его воскресение.

Согласитесь, такой широкоохватный замысел требует большой смелости и, что немаловажно, эрудиции, досконального знания материала, в чем убедились все приглашенные в гостиную. Большую помощь в подборе материала здесь оказала наша Научно-музыкальная библиотека им. С. И. Танеева, ведущие библиографы которой с увлечением провели развернутую поисковую работу. Судите сами: ими был подготовлен развернутый библиографический список русской и зарубежной литературы на тему «Орфей. Мистерия восхождения» на русском и иностранном языках, включивший более 70 (!) названий. Кажется, в таком «море» информации можно было бы просто утонуть, но участникам удалось мастерски выделить главное и наиболее интересное в сказаниях об Орфее и преподнести все это зрителям в яркой и увлекательной форме мистерии.

Здесь было все: и музыка (от Глюка и Гайдна до композиторов XXI века), и хор с чтецами (по традиции древнегреческой трагедии), выступавший, как и положено, на импровизированном возвышении, наподобие орхестры (исп. – С. Тужик, Р. Демидов, В. Валеев, К. Левина, Р. Бобров, Е. Меремкулова), и Муза-рассказчица (Л. Молина), и ведущий – Протагонист, и, конечно, Орфей и Эвридика (исп. – В. Ефимов и Е. Бычкова). Сама Ирина Игоревна, выступая в роли Протагониста, несла на себе главную нагрузку повествования, а помогали ей в этом, самоотверженно и увлеченно, студенты вокального факультета и слушатели авторского курса И. И. Силантьевой «Психология вокально-сценического искусства», который она вот уже два года ведет в консерватории. И, как показала «Гостиная», для наших студентов эти занятия не проходят даром. Обращала на себя внимание актерская игра, то, как внимательно и вдумчиво относятся наши вокалисты к произносимым ими словам, чему их учит на своих занятиях Ирина Игоревна. Было видно, сколько сил и времени посвящено тому, чтобы воплотить все перипетии душевных терзаний Орфея и Эвридики, что замечательно удалось исполнителям их партий.

Меня, как зрителя и слушателя, приятно удивил и «музыкальный ряд», сопровождавший «Мистерию». И здесь нужно отдать должное вдохновителю сего действа. Автор избрал не традиционный, казалось бы, лежащий на поверхности, путь «музыкальной мозаики» из классических образцов произведений об Орфее, а достаточно рискованный, экспериментальный – привлечение к сотворчеству молодых композиторов Московской консерватории, которые должны были сочинить произведения на заданную тему – миф об Орфее. В тот вечер прозвучали две премьеры – пьеса для скрипки и ударных «Орфей и Эвридика» О. Бочихиной (исп. К. Бодров и автор) и пьеса для виолончели соло «Плач Орфея» М. Воиновой (исп. Д. Чеглаков). Мы еще раз убедились в том, что орфеевская тема, созвучная самой теме Искусства, вечна и каждое новое поколение музыкантов находит в ней что-то созвучное себе и своему времени. Так, М. Воинова нашла для своего Орфея современный прототип – образ Эдисона Денисова, «Орфея ХХ века», «певца вечной Красоты и Гармонии»… Но, конечно, не были забыты и шедевры: «Мелодия» (в исполнении С. Голубенко и Л. Голубенко) и Ария Орфея из оперы Глюка, арии Гайдна из оперы «Душа Философа или Орфей и Эвридика».

Вечер получился очень продолжительным и насыщенным. Мы все присутствовали при зарождении в консерватории (хотелось бы на это надеяться!) нового вида концертно-творческой деятельности студентов и педагога – музыкально-поэтических театрализованных постановок, в которых так ярко раскрываются многие таланты наших молодых исполнителей. «Орфей. Мистерия восхождения», показанная в «Музыкальной гостиной», стала наглядным примером того, как теоретические знания, полученные в классе педагога, с интересом и вдохновением могут быть воплощены на сцене, привнося свежее дыхание в творческую жизнь нашей консерватории.

Ирина Никульникова,
аспирантка

Поделиться ссылкой: