Quaternion
№ 3 (1217), апрель 2003
С 26 февраля по 2 марта 2003 года в Москве прошел фестиваль «Вечера с Губайдулиной и Суслиным». Важность события была ознаменована мировой премьерой нового произведения Губайдулиной «На краю пропасти» для семи виолончелей и двух аквафонов. Оно было исполнено дважды – в Малом зале Московской консерватории и в концертном зале РАМ им. Гнесиных. Успех был ошеломляющим. Гром аплодисментов буквально затмил звучание последних тактов музыки. Несмотря на достаточно экзальтированный характер музыкальной ткани создалось ощущение, что публика была подготовлена к восприятию достаточно сложного материала. Сочинение было исполнено ансамблем виолончелей РАМ им. Гнесиных в составе: Владимир Тонха (который вел концерты и комментировал сочинения), Ростислав Буркин, Ирина Ушакова, Владимир Никонов, Алексей Гареев, Екатерина Ларина, Ильмира Тинчурина.
Не менее замечательным оказалось исполнение «Семи слов Христа» (1982) для виолончели, баяна и камерного оркестра в семи частях (Владимир Тонха, Фридрих Липс, которым сочинение посвящено, и камерный оркестр «Гнесинские Виртуозы» под управлением М. С. Хохлова). Здесь Губайдулина продолжает линию Г. Шютца и Й. Гайдна. Из «Семи слов» Шютца она заимствует цитату на слово «Жажду», которую проводит во второй, третьей, и пятой частях своего сочинения. Состав инструментов и способы игры наделены символикой, доводящей музыкальные эффекты до театральной наглядности: Бог-сын – виолончель, Бог-отец – баян, Святой Дух – струнные. Мотивы «стона», «креста», «тяжелое дыхание» баяна, «мерцающие аккорды» – все эти предельно напряженные звучания сливаются в радостную картину бликов и трепетаний в седьмой, заключительной части произведения. Как говорит сама Губайдулина «религия – это наша естественная духовная жизнь, то есть рук человеческих… Религия – это то, что нам дано, а искусство – то, что нам задано. Хотя оба рода деятельности не идентичны, но цель у них общая».
В конференц-зале Московской консерватории состоялась встреча с Софией Губайдулиной и Виктоом Суслиным, специально посвященная проблеме четвертитоновости в музыке. С. Губайдулина рассуждает так: «Поиск микротоновых звучаний приближает нас к сути звука: ведь один-единственный звук содержит в себе весь существующий звуковой мир – количество обертонов в звуке бесконечно. Жизнь внутри этой бесконечности может иметь магический смысл».
«Кватернион» – одночастное сочинение Губайдулиной, в котором непосредственно отражаются эти слова композитора. У. Р. Гамильтон, ирландский математик XIX века, обозначил «четвероединичные» числа одного из действительного и трех «мнимых» компонентов. В отношении произведения Губайдулиной этот термин трактуется как «расчетверение» на четыре инструмента, четыре голоса, четыре струны инструмента, четыре четвертитона. Композитор применяет здесь четвертитоновую систему вместо обычной двенадцатиполутоновой.
Двадцатичетырехступеная темперация является строгой основой для музыкантов. Виолончели (третья и четвертая) настраиваются на одну четверть тона ниже. По словам Губайдулиной «это – геометрическая модель пространства, драма естества и темперированной системы; боль, которая является жизнью; наша жизнь несовершенна…». По поводу именно этого сочинения Губайдулина дает следующий комментарий: «Представить себе метафору: с одной стороны – реальная звуковая высота arco или pizzicato, а с другой – разные состояния звуковой неопределенности, рикошет древком смычка, игра пальцами по струнам, игра наперстками по струнам, разного рода glissandi, и, наконец, в коде сочинения – игра смычком на подгрифнике. Основной темой является «драма» интервалов, расширяющихся по четвертитонам. Ответы на это расширение образуют некий сюжет, который заканчивается объединением всех четырех инструментов в едином звуке (ведение смычков по подгрифникам). Звук этот не имеет строгой определенности. Он – как бы есть, но его в сущности, – нет».
Важной частью фестиваля стал вечер в музее музыкальной культуры им. Глинки, включивший импровизации группы «Астрея» (в составе: София Губайдулина, Виктор и Александр Суслины, Владимир Тонха, Юлия Михайлова и Дживан Гаспарян) на инструментах из коллекции музея, поэзию Геннадия Айги, произведения Софии Губайдулиной и Виктора Суслина. «Астрея» для нас нечто большее, чем простая попытка втянуть внеевропейский инструментарий в «европейские» формы музицирования. Это прежде всего – попытка композитора отказаться от любования своей блистательной личностью, постараться полностью слиться с самим звуком, почувствовать, чего же хочет от тебя в данный момент сама музыка», – говорит В. Суслин.
Творчество Софии Губайдулиной – не из легких для понимания многих современников. Тем не менее свобода духа, полет ее мысли буквально заворожили слушателей в зале. Музыка Губайдулиной произвела огромное, незабываемое впечатление. Ее постижение становится адекватным, когда думаешь о жизни и вечности.
Ольга Чурикова,
аспирантка