Звучащая классика
№ 3 (1217), апрель 2003
Первые итоги прошлого века пытались подвести участники конференции «Звучащая жизнь музыкальной классики ХХ века». Это научное собрание, инициированное кафедрой истории и теории исполнительского искусства, привлекло внимание самых разных специалистов, объединенных желанием взглянуть на музыкальную культуру ушедшего столетия как бы со стороны, отстраненно и объективно анализируя важнейшие тенденции и события, ставшие достоянием новейшей истории.
В череде научных конференций, прошедших в Московской консерватории в последние месяцы, эта выделялась направленностью на проблемы исполнительства, хотя во многих случаях неизбежно касалась общеэстетических и социокультурных аспектов. Список докладчиков занял бы немалое пространство перечислением почетных и научных званий, что заставляет ограничиваться должностями и фамилиями, по большей части не нуждающимися в представлении.
Ректор консерватории А. С. Соколов и проректор Е. Г. Сорокина, открывшие конференцию, справедливо отметили роль и место кафедры истории и теории исполнительства в исследовании достаточно субъективной и тонкой материи – исполнительской культуры. Руководитель кафедры Т. А. Гайдамович умно, точно и с неизменным юмором руководя ходом событий, подробно представляла каждого докладчика, раскладывая совершенно различные темы сообщений по полочкам сложившегося сценария. Что же до самих докладов – их спектр был необычайно широк.
Красиво и элегантно конференцию открыл Б. Г. Тевлин, и рассказав о «Современной хоровой музыке в Московской консерватории», и продемонстрировав ее звучанием своего блестящего хора. Это выступление предварило череду докладов вполне практического свойства. С. Л. Доренский, Н. Н. Шаховская, А. З. Бондурянский, И. А. Фролов, И. П. Штегман, В. С. Попов говорили о проблемах хотя и различных, но теснейшим образом связанных с актуальной исполнительской практикой.
Иная группа сообщений, представленных К. В. Зенкиным, В. П. Чинаевым, Е. Б. Долинской, Л. М. Кокоревой, являли собою частью историко-публицистические эссе, частью – изящные музыковедческие очерки, посвященные творчеству Прокофьева, Юдиной, Дебюсси, Рахманинова.
Наконец, третья группа докладов, прочитанных В. В. Березиным, В. Ф. Ждановым, В. Г. Тарнопольским, содержала больше вопросов, чем ответов. Затрагивая проблемы исполнительства в реальном социокультурном контексте, авторы старались выявить основные тенденции процесса, лишь прогнозируя, но не утверждая выводы и результаты.
Следует отметить, что отстраненного анализа в целом не получилось, — слишком живы и актуальны явления и обстоятельства, сформировавшие культурный фон недавних лет, слишком сильны их влияния на нынешний облик музыкального искусства. Поэтому и смысл, и тон выступлений, заинтересованный, а отчасти и полемический, предложили немало поводов, как для размышления, так и для дальнейшего анализа великой и трагической эпохи – ХХ века. С сожалением можно отметить явную перегруженность конференции: в два дня уложилось то, что требовало обстоятельного и неспешного разговора в течение недели.
Однако, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Конференция показала, что сделано и немало, и очень неплохо. Иное дело, что с не меньшей очевидностью определился и необъятный круг проблем, связанных с искусством ХХ столетия.
Профессор В. В. Березин