Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Жизнь в педагогике, в исполнительстве

№ 3 (1217), апрель 2003

28 января 2003 года закончился земной путь заслуженной артистки России, профессора межфакультетской кафедры фортепиано Елены Вильгельмовны Гладилиной. Писать об этом тяжело. Все, кто имел счастье попасть в ее жизненное творческое «пространство», ощущал особую атмосферу духовной энергии талантливого Музыканта, чуткого и светлого Человека.

Около полувека деятельность Е. В. Гладилиной была неразрывно связана с Московской консерваторией. В 1962 г. она с отличием окончила консерваторию по классу фортепиано у Г. Г. Нейгауза, в 1966 г. – аспирантуру (руководитель С. Г. Нейгауз), а затем – плодотворная педагогическая и концертно-исполнительская работа до последних дней жизни.

Сказать, что Елена Вильгельмовна любила педагогику и исполнительство, была увлечена творческим решением их неиссякаемых проблем – явно недостаточно. Это было не только ее делом, но и способом, формой самого существования. Проф. Гладилина была достойной представительницей нейгаузовской школы, здесь корни ее изумительного профессионализма как педагога и пианистки, самозабвенной преданности Музыке, ученикам и слушателям. Одним из девизов гладилинской деятельности вполне мог стать: «Con animato». Именно с воодушевлением она исповедовала выдающиеся педагогические принципы Г. Г. Нейгауза.

Утверждение А. Шнабеля о том, что задача педагога – «открывать двери», а не «проталкивать» в них ученика – было также актуально для педагогических устремлений Елены Вильгельмовны. В процессе фортепианных занятий она открывала студентам – композиторам, музыковедам, дирижерам – художественно высокие образцы музыкального искусства различных эпох и направлений, учила чувствовать грань между подлинными и мнимыми ценностями творчества, приобщала к концертной, просветительской практике. Она была инициатором многочисленных совместных выступлений со студентами класса. Циклы концертов (в том числе музыкально-литературных композиций) проходили в разных залах Москвы, в музеях М. Н. Ермоловой, М. И. Цветаевой, А. Н. Толстого и др. Талант и душевная щедрость определили весомую меру ее педагогического участия в музыкантской судьбе студентов. В фортепианном классе Е. В. Гладилиной занимались В. Варунц, Н. Плотникова, И. Хархута, И. Брежнева, Евг. Дуков, О. Фраенова, В. Лукьянов, С. Богданов и многие другие.

Важной ипостасью жизнетворчества Елены Вильгельмовны было концертное исполнительство. Она выступала и с сольными, и с ансамблевыми программами, и в качестве концертмейстера. Дарование Гладилиной-пианистки – ярко многоплановое, исполнительский темперамент сочетался с четкостью музыкантских намерений. Виртуозное начало ее пианизма – это не только богатый комплекс виртуозных средств выразительности, прекрасные руки, но и эмоциональная раскрепощенность, артистическая воля, без которой, по словам Г. Г. Нейгауза, в интерпретации «нет и реальности, нет воплощения».

Особое место в исполнительской деятельности Елены Вильгельмовны занимало ансамблевое музицирование. С 1968 по 2002 гг. слушателей радовал фортепианный дуэт с проф. Натальей Донатовной Юрыгиной, который по праву считался одним из лучших в концертной жизни страны. В прессе неоднократно отмечалось «высокое художественное мастерство» ансамблистов, их «подлинная артистическая увлеченность», «яркий темперамент», «великолепное чувство стиля» и т.д. Это был творческий союз пианистически своеобразных индивидуальностей, дававший на концертной эстраде уникальный сплав единого художественного целого. «Я благодарна судьбе, – говорит Н. Д. Юрыгина, – за то, что она подарила мне встречу и 35 лет дружбы и сотворчества с прекрасным музыкантом и человеком. В процессе постоянной работы мы переиграли весь репертуар для фортепианного дуэта. И теперь в наступившем молчании я вижу ее тонкое лицо, слышу глубокий звучный голос. Она садится за рояль, в ее игре, нежной, но властной слиты воедино благородство внешнего облика, мужественный характер, достоинство и вдохновенная душа».

«Новое, неординарное явление» в отечественной исполнительской культуре, по мнению критика Л. Осиповой, составили выступления образованного в 1990 году фортепианного квартета в составе Е. В. Гладилиной, Н. Д. Юрыгиной, Е. С. Карпинской и Е. М. Соколовой. Обширный ансамблевый репертуар дуэта и квартета подтверждает бердяевское определение одного из характерных качеств русской ментальности – «открытости» для воздействия «множественности культурных типов». В исполнении дуэта и квартета звучала музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Чайковского, Брамса, Рахманинова, Глазунова, Дворжака, Дебюсси, Аренского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Тактакишвили, Лютославского, Мессиана, Кодаи, Мартину, Б. Чайковского, Т. Чудовой, Ж. Кузнецовой, Ю. Воронцова, С. Разоренова, И. Дубковой и др. Ансамблевые выступления проходили на российских и международных музыкальных фестивалях, в концертных залах Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Хабаровска, Риги, Таллинна, были осуществлены фондовые записи на радио и телевидении.

Е. В. Гладилина внесла значительный вклад в педагогическую, концертную жизнь Московской консерватории. Прощаясь с прекрасным Человеком и Музыкантом, заведующий межфакультетской кафедрой фортепиано проф. Анатолий Васильевич Самонов на панихиде сказал: «Осиротели мы. Ушел от нас человек прекрасной души, яркий и глубокий музыкант, вдумчивый, увлеченный педагог. Больше не будем делиться мы с Леной ни горем, ни радостью, ни старым, ни новым… И это изменить нам не дано. Мы можем лишь благодарить судьбу за то, что долгие годы были рядом, вместе… А жизнь продолжается и снова нас ждет трудный путь восхождения в поисках красоты в жизни, музыке, педагогике, тот путь, которым так достойно до конца шла Елена Вильгельмовна Гладилина».

Кандидат искусствоведения,
доцент Т. И. Евсеева

Поделиться ссылкой: