Возвышение музыковедения
№ 5 (1297), май 2012
Представители музыковедческой специальности несут на своих плечах едва ли не половину обучения, воспитания музыкантов – от детской школы до аспирантуры. Но их вклад часто остается незамеченным и чрезвычайно редко бывает оценен по достоинству. В то же время без их самоотверженного труда российская музыкальная наука и образование просто не могут обойтись. Таким человеком, безусловно, является доктор искусствоведения профессор Валентина Николаевна Холопова, основатель и заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов. Всегда в гуще музыкальной жизни, на концертах, с пристальным интересом к новейшей музыке, она выстраивает свои теории и даже новые учебные предметы, среди которых особое место занимает созданная ею «Теория музыкального содержания». Обучившиеся у нее особенно ценят высокую музыкальность ее преподавания, творческий заряд, так помогающий потом в их профессиональной жизни.
В науке В. Н. Холопова первая бралась за труднейшие темы, совершенно нераскрытые, но абсолютно необходимые для нормальной музыкальной жизни страны. Первой (совместно с Ю. Н. Холоповым) она выпустила капитальный двухтомник об Антоне Веберне, что явилось в свое время полнейшей сенсацией. Первой взялась за книги об Альфреде Шнитке: одна написана совместно с Е. И. Чигаревой, другая – соло. А монография о Софии Губайдулиной претерпела уже 4 издания (включая первое – на итальянском языке с интервью Э. Рестаньо). Интерес мирового сообщества к трудам Валентины Николаевны очевиден: на немецком и итальянском издана книга о Веберне, на немецком – монография о Щедрине, на венгерском – «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ века», на китайском – «Мелодика», «Ритмика», «Специальное и неспециальное музыкальное содержание»…
Интерес к актуальной музыкальной жизни побудил В. Н. Холопову взяться и за работы об исполнителях. Написав ряд газетных и журнальных статей о Владимире Спивакове, она выпустила о нем две книги: одну в глянцевой серии «Мастера исполнительского искусства», другую – под названием «Но и мелодия – любовь». Всю жизнь слушая Алексея Любимова, опубликовала о нем небольшую монографию. Писала о Геннадии Рождественском, Юрии Башмете, Наталии Шаховской, Александре Бахчиеве…
Этот год стал знаменательным для В. Н. Холоповой – ей присуждена премия Правительства РФ в области искусства 2011 года «За инновации в музыкальной науке и педагогике». Вручение премии состоялось 3 марта в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Министр культуры А. А. Авдеев в присутствии премьер-министра В. В. Путина вручил В. Н. Холоповой медаль лауреата. В своем ответном слове В. Н. Холопова отметила, что эта премия – знак признания труда всех ее коллег по цеху.
Когда госпремий удостаиваются лучшие исполнители и композиторы, подобная ситуация всем привычна. Но когда на такой же уровень за свои труды выходит музыковед-теоретик, это – большое и радостное событие, возвышающее нашу весьма нелегкую специальность, придающее нам творческие силы и вдохновение!
Доцент О. А. Левко