Жизнь в праздничном мире
№ 7 (1263), октябрь 2008
Среди выпускников Московской консерватории есть имена, которые стали настоящей эпохой в нашей культуре. Одним из таких людей-эпох, несомненно, был Юрий Сергеевич Саульский – композитор и педагог, один из первопроходцев российского джаза. Ведь не секрет, что наш джаз второй половины ХХ века рос под его чуткой опекой, под его волевым предводительством. 23 октября Ю. С. Саульскому исполнилось бы 80 лет…
Юрий Саульский учился у замечательного музыковеда И. В. Способина и сидел за одной партой с другим Юрием – Холоповым. Оба студента увлекались джазом, играли джаз. Позднее это увлечение переросло в профессиональный интерес. Для Холопова джаз стал одной из многочисленных тем по исследованию гармонии, для Саульского же – смыслом всей жизни. Юрий Сергеевич часто выступал с докладами, писал статьи, был музыкальным руководителем эстрадных оркестров (Дм. Покрасса, Э.Рознера), а в 1957 году сам возглавил молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ, который положил начало профессиональной карьере многих, ставших впоследствии знаменитыми музыкантами (среди них Г. Гаранян, Н. Капустин, В. Зильченко…). Это был не просто оркестр, это была настоящая школа-студия для инструменталистов, исполняющих аранжированные самим Саульским произведения И. С. Баха, И. Дунаевского, Д. Шостаковича.
В 1966 году Саульский создал еще один знаменитый оркестр – «ВИО-66» – биг-бэнд с вокальной группой типа французского барок-джазового коллектива Swingle Singers. Эта вокальная группа подарила нам В.Толкунову, а инструментальный состав «ВИО-66» – И. Бриля, А. Козлова, Ю. Чугунова и других музыкантов. Визитной карточкой оркестра стала оригинальная пьеса Саульского «Знакомство с оркестром». Тогда-то и проявилось нестандартное мышление композитора, с одной стороны примыкающее к джазовым традициям, а с другой – выходящее за их рамки.
Начиная с 70-х годов Ю. С. Саульский прежде всего проявляет себя в композиторский деятельности. Он пишет огромное количество песенных шлягеров («Счастье тебе, земля», «Тополиный пух», «Зеркало», «Татьянин день», «Осенняя мелодия» и, конечно же, твист «Черный кот»), мюзиклы («Крошка Ц», «Сказка о потерянном времени») и, естественно, оркестровую джазовую и джаз-роковую музыку (сюита «Джазовый калейдоскоп», «Дорога», «Диалоги»). Даже его музыка к спектаклю Театра им. Ермоловой «Вся королевская рать» со временем превратилась в одноименную, уже вторую по счету, джазовую сюиту. Здесь особенно чувствуется влияние любимого Саульским Манчини (Юрий Сергеевич неоднократно говорил, что из всех трудов по джазовой и эстрадной оркестровке предпочитает труд именно Генри Манчини).
Впоследствии Юрий Саульский написал свою, кстати, до сих пор единственную в России книгу по аранжировке для биг-бэнда. В ней и сейчас можно почерпнуть много интереснейшей информации по джазовым оркестровым группам, штрихам и сурдинам. А как широко представлены в этих методических заметках фактурные техники – от простого сочетания тембров и «педалей» до разнообразных удвоений и так называемых «гроздевых» аккордов!..
Уже прошло пять лет, как Юрия Сергеевича не стало… Но его творческая сверхэнергия до сих пор витает среди нас. Лично для меня он навсегда останется добрым Учителем, ведь именно он приоткрыл мне, да и многим другим музыкантам, дверь в такой желанный и такой праздничный мир оркестрового джаза.
Александр Чернышов,
преподаватель МГК