Посвящение Оборину
№ 7 (1254), октябрь 2007
Более 40 лет преподавал в Московской консерватории выдающийся музыкант прошлого столетия Лев Николаевич Оборин. В 28 лет он получил звание профессора, а 9 лет спустя стал руководителем кафедры, которую ранее возглавлял его учитель К. Н. Игумнов. За годы работы в консерватории Оборин создал свою собственную пианистическую школу, которая заняла прочные позиции в мировом фортепианном исполнительстве. Блестящая победа Льва Николаевича на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927) показала всему миру, что новое поколение советских музыкантов имеет большие перспективы.Традиции, заложенные Л. Н. Обориным в отечественном пианизме, продолжают успешно развиваться и сегодня. Ярким свидетельством тому является фестиваль, организованный консерваторией и посвященный 100-летнему юбилею маэстро. 15 сентября состоялся первый концерт, в котором приняли участие педагоги кафедры народного артиста России профессора М. С. Воскресенского — ученики и последователи Оборина. Организаторы не случайно решили провести концерт в Музее имени Рубинштейна. В этом зале стоит рояль, который ранее принадлежал К. Н. Игумнову, а позднее был передан в дар Московской консерватории.
Торжественный вечер открыл М. С. Воскресенский. Он учился в классе Льва Николаевича с 1953 года, а с 1959 по 1974 год работал его ассистентом. Многие знают, что Оборин вошел в историю фортепианного искусства прежде всего как выдающийся исполнитель произведений Шопена. Поэтому было особенно отрадно, что в начале концерта прозвучала музыка польского композитора. После краткого вступительного слова пианист исполнил ноктюрн соч. 48 № 2 фа-диез минор. Декан фортепианного факультета, ученица М. С. Воскресенского профессор Е. И. Кузнецова сыграла три мазурки из соч. 17 — ми минор, ля-бемоль мажор и ля минор.
В исполнении руководителя кафедры клавишных инструментов и камерного ансамбля ФИСИИ, воспитанника М. С. Воскресенского доцента Ю. В. Мартынова прозвучала пьеса Шумана «Арабески». Еще один преемник Михаила Сергеевича доцент С. Г. Иголинский предложил вниманию слушателей два музыкальных момента Шуберта (№ 5 фа минор и № 6 ля-бемоль мажор). Доцент А. В. Фоменко очень вдохновенно исполнил 104-й и 123-й сонеты Петрарки Листа. Александр Васильевич учился у многолетнего ассистента Оборина — Б. Я. Землянского, а после его безвременной кончины у Е. В. Малинина.
Молодое поколение пианистов-педагогов представили ассистент Э. К. Вирсаладзе Я. Кацнельсон, сыгравший две сонаты Скарлатти, и ассистент Е. И. Кузнецовой С. Кузнецов, который выступил с пьесой Равеля «Лодка в океане».
Далее в концерте прозвучало несколько произведений Дебюсси. Известно, что Оборин высоко ценил музыку французского композитора и великолепно играл его сочинения. Ассистент М. С. Воскресенского А. С. Струков исполнил две прелюдии («Ундина» и «Фейерверк»), а профессор А. А. Мндоянц — две пьесы из цикла «Детский уголок» («Маленький пастушок» и «Кукольный кэк-уок»), а также «Румынские танцы» Бартока. А. А. Мндоянц учился у Б. М. Давидович и А. Л. Иохелеса — последователей К. Н. Игумнова.
Памятный вечер завершился выступлением народного артиста России профессора А. Г. Севидова — последнего ученика Оборина. В его исполнении прозвучали этюд Скрябина соч. 2 № 1 до-диез минор и «Элегия» Рахманинова.
К сожалению, из-за болезни в концерте не смог принять участие народный артист СССР профессор Н. А. Петров. В 1962 году он и М. С. Воскресенский участвовали в конкурсе Вэна Клайберна в Техасе, где Л. Н. Оборин был одним из членов жюри.
Камерная обстановка музея благотворно сказалась на общей атмосфере музыкального события — теплой и непринужденной. И хотя состав участников был очень разнообразным (от представителей «нового поколения» до «мэтров»), концерт получился интересным и цельным. Ведь его главная идея — преемственность поколений и сохранение традиций школы Оборина.
Григорий Рымко