Его время пришло
№ 8 (1264), ноябрь 2008
100-летие со дня рождения композитора – важный рубеж, позволяющий оценить реальную значимость творчества, его влиятельность и жизнеспособность. В этом можно было убедиться совсем недавно, когда отмечался аналогичный юбилей Шостаковича, отзвуки которого слышны до сих пор. Что касается 100-летия Оливье Мессиана, то фактически в России только начинается подлинное открытие его наследия, тогда как в мире он – один из самых популярных авторов прошлого века. Причины этой ситуации коренятся в мировоззрении композитора – истового католика, – что долгое время было не совместимым с советской идеологией. Ноты, записи проникали к нам почти что подпольно, и лишь его органная музыка вопреки всему оказалась в несколько привилегированном положении.
Таким образом, нынешний фестиваль, который организован Московской консерваторией при поддержке Французского культурного центра в Москве и Посольства Франции, без преувеличения можно считать знаковым. Впервые в России открыто, без всяких уловок и оглядку на цензуру, звучала музыка одного из самых оригинальных творцов современности. Перефразируя Бернстайна, скажем: его время пришло, потому что изменились наша жизнь, наше сознание, освободившееся, наконец, от политических пут.
Цель любого монографического фестиваля показать как можно рельефнее грани творчества композитора. В данном случае была поставлена определенная задача: представить Мессиана в контексте французской культуры прошлого века, в ряду предшественников Дебюсси, Турнемира, Дюпре, и последователей-учеников – Ксенакиса, Гризе… Также в программах фигурировали все основные жанры.
Органные опусы обрамляли фестивальный марафон, длившийся более месяца. Хорошо, что они звучали на французском органе – знаменитом историческом инструменте работы Аристида Кавайе-Колля. Пусть московский орган не является братом-близнецом мессиановского органа в церкви Святой Троицы, но все же близок ему по духу и тембрам. На открытии фестиваля Людмила Голуб проникновенно сыграла «Рождество Господа» – девять медитаций, в которых Мессиан размышляет о таинстве пришествия Мессии. С тонким ощущением стиля композитора Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина исполнил «Стих на Праздник Посвящения» (в ансамбле с Л.Голуб) и сложнейшие «Пять песен-припевов», где сплелись приемы работы со словом в духе Стравинского и чисто мессиановские эксперименты в области сериализма.
Оркестровая программа фестиваля запомнилась великолепным исполнением «Концерта для четырех» Мессиана, где солировали Александр Загоринский (виолончель), Ольга Ивушейкова (флейта), Дмитрий Булгаков (гобой), Михаил Дубов (фортепиано). Об этом сочинении хочется сказать особо, так как это своего рода духовное завещание композитора. Концерт был задуман как приношение (hommage – типично французский жанр) величайшим композиторам прошлых эпох: Скарлатти, Рамо, Моцарту. В то же время это подарок и любимым музыкантам – пианистке Ивонн Лорио–Мессиан, виолончелисту Мстиславу Ростроповичу, гобоисту Хайнцу Холлигеру, флейтистке Катрин Кантэн, а также дирижеру Мьюнг-Хун Чунгу. Мессиан работал над концертом вплоть до 27 апреля 1992 года, когда оборвалась его жизнь. Завершила его Ивонн Лорио–Мессиан, которую консультировали Жорж Бенджамин и Хайнц Холлигер.
Эффектно прозвучала пьеса «Transitoires» Жерара Гризе, ученика Мессиана: французский дирижер Даниэль Кавка, специализирующийся в области авангарда, сумел вдохновить российских музыкантов на штурм сложноустроенного текста гигантской партитуры Гризе. А вот, казалось бы, на этом фоне «хрестоматийный» «Послеполуденный отдых фавна» разочаровал довольно плоским и не слишком изысканным звучанием оркестра: импрессионистическая звукопись оказалась сложнее «навороченных» авангардных партитур.
«Двадцать взглядов на лик младенца Иисуса» – один из немногих фортепианных опусов Мессиана, время от времени исполняющихся (целиком или фрагментами) на отечественных сценах. Примечательно, что первой в России с пьесами из этого цикла познакомилась М.В.Юдина. «Двадцать взглядов» в полной версии были исполнены в Москве в 1981 году пианистом Пьером-Лораном Эмаром. Теперь эстафету подхватил Иван Соколов, и предполагалось, что сам Эмар сыграет оригинальную программу, где Мессиан опять будет помещен в интересный контекст: Дебюсси, Булез и Эллиот Картер (который, кстати, родился на один день позже Мессиана, 11 декабря 1908 года). К сожалению, из-за болезни пианиста этот концерт не состоялся.
В камерном концерте можно было познакомиться с неизвестными ранее юношескими опытами Мессиана: Фантазия (1933) для скрипки и фортепиано и «Смерть числа» для сопрано, тенора, скрипки и фортепиано (1930) впервые в России прозвучали в исполнении Александра Тростянского, Татьяны Куинджи, Дмитрия Хромова и Ирины Катаевой.
Одной из важнейших страниц фестиваля стала научная конференция с участием гостей из Франции: Татьяны Золозовой и Мишеля Фишера, представлявших Университет Сорбонна-Париж IV. Кроме докладов, было «дано слово» самому Мессиану: мы увидели интереснейшие фильмы о его жизни и творчестве («Литургия кристалла», 2003 и фрагменты из видеофильма «Оливье Мессиан. Турангалила-симфония») с переводом и комментариями Владимира Чинаева.
Открытие Мессиана состоялось и по тому, с каким интересом публика посещала самые, казалось бы, элитарные программы, какой популярностью пользовался буклет фестиваля, где говорилось отнюдь о не сиюминутных вещах. Можно с уверенностью повторить: его время пришло.
Доцент Е.Д. Кривицкая