Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Шопениана

№6 (1371), сентябрь 2020

В рамках проекта «Московская консерватория онлайн» 24 апреля состоялась трансляция сольного концерта заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории Андрея Александровича Писарева.

На сегодняшний день Андрей Писарев – один из наиболее известных российских музыкантов. Он успешно сочетает концертную и педагогическую деятельность, его выступления в стенах Московской консерватории проходят с завидной регулярностью (только за прошлый год можно привести его концерт в Малом зале и два выступления в Большом).

Программа транслируемого фортепианного вечера полностью состояла из произведений Шопена (Соната h-moll, три Экспромта, Фантазия-экспромт, Ноктюрн Es-dur, Колыбельная, Прелюдия op. 45). И такие программы, известные как «Шопениана», уже давно можно назвать частью мировой исполнительской традиции, достаточно вспомнить знаменитые выступления в Большом зале Артура Рубинштейна в 1964-м или Святослава Рихтера в 1977-м годах.

Когда пианист вышел на сцену, он объявил публике о трагическом, совершенно не предполагаемом ранее посвящении: 26 февраля ушел из жизни профессор Сергей Леонидович Доренский. Пианист возложил к портрету своего любимого учителя цветы и призвал публику почтить его память.

Шопен в исполнении Андрея Писарева предстал сосредоточенным, мужественным и цельным, полностью погруженным в себя. Исполнитель был несколько отстраненным, он все держал под контролем и настойчиво вел слушателя от начала произведения к его кульминации. Чувства от игры пианиста можно было бы сравнить с ощущением, как будто идешь по тесной и глубокой колее и не смотришь по сторонам, но только вперед. Хотелось, чтобы артист чувствовал себя на сцене несколько более свободно – это бы никак не расшатало музыкальный образ! Но лирика, которой, по словам пианиста, так дорожил С.Л. Доренский, не живет в жестком «корсете» отстраненности. Она требует от исполнителя сердечной теплоты и щедрости, просит его непременно идти на контакт со слушателем.

В этом отношении интересно сравнить манеру игры профессора А.А. Писарева и его учителя. Доренский, как известно, был выдающимся исполнителем, его прочтение классики, в частности, Шопена, мало кого могло оставить равнодушным: глубина, естественность и нежность, свобода и уверенность, чуткость и любовь – так можно было бы описать его игру. Искренне верю, что не потеряв свою индивидуальность, Андрей Писарев взрастит в себе лучшие исполнительские черты своего наставника и подарит нам еще много замечательных встреч с миром фортепианной музыки!

Валерия Лосевичева, студентка ИТФ

Поделиться ссылкой: