Наука и искусство — две вещи несовместные?
№ 5 (1252), май 2007
Некоммерческое Партнерство популяризации достижений науки и техники «Мир науки» предложило консерватории принять участие во Всероссийском музыкальном конкурсе «Образы науки» (1 февраля–17 апреля). Попробовать свои силы в культурно-научном мероприятии смогли не только композиторы, но и музыковеды. Конкурс проводился в нескольких номинациях. Несмотря на сокращенный семестр и напряженный график учебной работы, из 12 студентов, подавших заявки на участие в конкурсе, 8 человек получили звание лауреата, остальные — звание дипломанта.
Слово организаторам конкурса — председателю Оргкомитета, исполнительному директору НП «Мир науки» И. Г. Терентьевой и научному руководителю программы «Символы науки» НП «Мир науки» Д. А. Мисюрову.
Перед Партнерством стояла непростая задача разработать концепцию и провести уникальный конкурс — «Образы науки» — в музыкальной среде. Интерес, который вызвал конкурс, превзошел ожидания. В настоящее время очень важно развивать интерес молодежи к наукам и искусству. Их синтез гармонично повлияет на все общество и создаст новые формы диалога науки и искусства. Хотелось бы поблагодарить гостей церемонии награждения, лауреатов и дипломантов, партнеров и участников конкурса, пришедших на церемонию. Искренне благодарим за поддержку Московскую консерваторию (И. Г. Терентьева).
Музыкальный конкурс сознательно инициирует новое направление в музыке. Его цель — развитие мировоззрения, мироощущения. Современный музыкант без знания основ математики вряд ли разберется в нотной грамоте — тембрах, ритмах и т. п. Тем не менее бытует мнение, что рациональная наука и эмоциональная музыка слабо совместимы. По-моему, искусство и наука могут развиваться взаимодополняясь, взаимообогащаясь, и данный процесс, безусловно, стоит стимулировать. В его основе — творческое осознание действительности. Вполне реалистичная тема «Образ женщины в науке», которую выбрала и раскрыла Анна Стрельникова, музыкальные «Кварки» или «Вариации на тему рядов Фибоначчи», так же как и эссе студентов, — это разнообразные образы науки. Быть может, «гармонии сфер и Вселенной», глубинную философскую взаимосвязь явлений, которую ищут ученые, выявят своими средствами современные музыканты, углубившиеся в научную проблематику (Д. А. Мисюров).
Из восьми студентов композиторского факультета пятеро получили звание лауреата: А. Стрельникова (соло для виолончели «Образ женщины в науке»), Н. Хруст («Кварки» для камерного ансамбля), А. Кондрушин (трио «Вселенная» для голоса, скрипки и фортепиано), Е. Карпикова («Диффузии» для квинтета духовых инструментов) и Н. Попов («Полет» для двух кларнетов и фортепиано). Звание дипломанта было присуждено К. Ширяеву («Образы русских ученых-титанов» для фортепиано), В. Горлинскому («Призвуки» для камерного ансамбля), А. Михайловой (соната для фортепиано «Погружение»), А. Хубееву («Вариации на ряд Фибоначчи» для фортепиано).
Приятно, что музыковеды, впервые участвовавшие в конкурсе, также удостоились лауреатского звания. Высокую оценку жюри получили научные эссе студентов IV курса: М. Лопатина («Танеев и отечественная музыкально-историческая наука рубежа XIX—XX веков»), К. Зыбиной («Наука и искусство — две вещи несовместные?») и Н. Кравцовой («Наука о музыке и российское образование: музыковед в общеобразовательной школе»).
17 апреля на итоговом концерте в Рахманиновском зале состоялась торжественная церемония награждения лауреатов, в которой приняли участие организаторы конкурса — Д. А. Мисюров, И. Г. Терентьева, а также проректор по научно-творческой работе профессор Е. Г. Сорокина, проректор по учебной работе профессор Н. Н. Гилярова, декан композиторского факультета профессор А. А. Кобляков, декан историко-теоретико факультета профессор И. В. Коженова. Все конкурсанты получили дипломы, денежные премии и красивые подарки. После официальной части время замерло — несколько часов почти без перерыва звучала музыка.
Концерт вылился в значительное событие — не только по замыслу, но и по масштабам. Первое отделение было целиком посвящено победителям конкурса. В исполнении ансамбля «Студия новой музыки» п/у И. Дронова, студентов и аспирантов консерватории прозвучали только что созданные сочинения молодых композиторов. Во втором отделении с большим успехом выступил ансамбль «Сиринкс», вынесший на суд публики произведения XX века, написанные для квартета флейт. Солисты продемонстрировали великолепное техническое мастерство и безупречное владение звуком. Третье отделение поделили между собой два хоровых коллектива — вокальный ансамбль студентов II курса «Объединенные композиторы» (исполнивший свои сочинения) и Хор п/у Е. Волкова (спевший музыку композиторов XX столетия). Последнее, четвертое, отделение сыграло роль «тематической» арки» и одновременно кафедрального вечера — в нем прозвучали сочинения студентов композиторского факультета.
Завершен конкурс, подведены итоги. Что дальше? Может быть, действительно «ученый, прослушав музыку, сделает открытие»? Несомненно одно: в будущем году нас ждут новые творческие достижения на стыке науки и музыки — яркие произведения композиторов и интересные научные работы музыковедов.
Дмитрий Поляков