Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Фильм замечательный, во многом благодаря музыке…»

Авторы :

№3 (1359), март 2019

На киноэкраны мира вышла драма Константина Хабенского «Собибор». Кинолента, снятая по мотивам книги Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие» и посвященная восстанию в нацистском лагере в Польше, стала режиссерским дебютом известного артиста. Фильм режиссера Хабенского, в котором он также сыграл главную роль, высоко оценили не только зрители. Картина была выдвинута от России на премию «Оскар» – 2019 в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В создании музыкального сопровождения к фильму участвовал настоящий консерваторский «десант»: автор музыки доцент К.А. Бодров, Камерный хор Московской консерватории под руководством профессора А.В. Соловьёва, партию солирующей скрипки записал преподаватель Г.Г. Казазян, партию виолончели – ассистент-стажер В. Степанов.

«Фильм замечательный, во многом благодаря музыке» – так прокомментировал свои впечатления после просмотра в Нью-Йорке в зале Организации объединенных наций Д.А. Полянский, первый заместитель официального представителя РФ при ООН. Сказанное прозвучало в разговоре с А.В. Соловьёвым, для которого участие в работе над музыкой к фильму «Собибор» стало важной вехой творческих контактов с композитором Кузьмой Бодровым. «Для нас осмысление темы войны через существующие в самых различных жанрах произведения искусства является заглавным в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается…», – подчеркнул дирижер. Понимая важность события как и невозможность оставить его без внимания, редакция «РМ» обратилась к композитору К. Бодрову с просьбой поделиться впечатлениями о работе над музыкой к фильму Константина Хабенского «Собибор»:

– Кузьма Александрович, Ваше творчество охватывает широкую жанровую палитру. Как Вы относитесь к созданию киномузыки и, в частности, к работе над фильмом «Собибор»?

– Я считаю работу над музыкой к «Собибору» своей первой, но очень серьезной работой в кино. Это волнительный опыт. До этого я уже достаточно давно работал с короткометражными фильмами, но их сейчас в расчет не беру. С одной стороны, говорят, что в кино выгодно работать, но это действительно огромный труд. Порой работа велась ночами, а утром меня ждали консерваторские студенты или репетиции в театре. Поэтому нужно было работать с огромной отдачей. Но это безумно интересно, потому что открываешь для себя новые грани творчества.

– Как начиналась Ваша совместная творческая работа с Константином Хабенским?

– Мы уже не первый раз работаем с Константином. До «Собибора» у нас был совместный проект на базе театра «Современник» – спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Экзюпери, который с большим успехом идет уже 4 года. В его создании участвовали две мощные в творческом плане личности – Константин Хабенский и Юрий Башмет с коллективом «Солисты Москвы». Константин исполняет все роли в спектакле, а Юрий Абрамович дирижирует и играет. Режиссером-постановщиком стал Виктор Крамер. Получилась очень удачная совместная работа, от которой остались прекрасные воспоминания.

– А как вышли на «Собибор»?

– Прошлым летом, когда я работал в Испании, я получил сообщение от Константина с предложением написать музыку к его режиссерскому дебюту. Уверен, что этому способствовал и Юрий Абрамович, который уже неоднократно делал мне заказы на сочинения. Я написал два пробных номера, которые отслушала вся команда и сказала «да, работаем». Иногда ведь бывает и так – напишешь хорошую музыку, а она не прикладывается к «картинке»… Приведу забавную часть нашего диалога с режиссером, который спросил: «У тебя уже был опыт в кино?» Я ответил: «Был, но не очень удачный, поэтому опыта у меня нет». «Прекрасно, такие люди нам и нужны!» – решил Константин. И наша кропотливая работа закипела.

– Как она происходила?

– Я получал готовые, но не смонтированные изображения, и уже тогда был шокирован силой их воздействия. Естественно, сначала день-два отходил, так как не сразу понимал, как на это откликнуться. Я писал номер за номером, мы встречались всей командой, обсуждали, аккумулировали идеи и мнения. Можно сказать, что я явился своеобразным проводником между режиссером и музыкой. Он, как большой художник, очень точно формулировал то, что хотел услышать, и контролировал буквально каждую ноту – мы все делали совместно. Особенно часто мы собирались на финальном этапе монтажа, порой засиживаясь до 5-6 утра. Иногда нам приходилось переделывать десятки раз один и тот же номер, пока не достигали того звучания, которое было необходимо.

– Были особые сложности, с которыми Вам пришлось соприкоснуться в процессе этой работы?

– Я столкнулся с интересной вещью: на изображения, которые вызывают сильнейшие эмоции – кровавые сцены, которые без боли смотреть невозможно, – у меня, естественно, сильно откликалось сердце, я эмоционально выкладывался. И вот тут ожидал подвох: музыка начинала комментировать действие, а этого делать ни в коем случае нельзя. Возникал диссонанс. Поэтому иногда мы были вынуждены намеренно «засушивать музыку», чтобы она оттеняла действие и делала «картинку» еще острее. Было очень сложно по-композиторски себя сдерживать.

Еще очень сковывало время, просчитанное до секунд. Хочешь-не хочешь, а надо закончить музыкальную фразу, проакцентировать какое-то событие, а где-то, наоборот, убирать звучность. Иногда в кино даже протяжный бас – важная музыка, и я старался даже внутри этого баса использовать интересные динамические приемы. И, конечно же, я должен сказать спасибо большому профессионалу и моему другу – композитору Дмитрию Селипанову, который выступил автором всех электронных аранжировок (так называемых демоверсий). Некоторые эффекты он мне подсказал из своей практики. В следующей моей киноработе – фильме Павла Лунгина «Братство» – мы уже выступили соавторами.

– Можете назвать какие-то особо значимые для Вас эпизоды в музыке к «Собибору»?

– Есть важнейший для меня номер. Между собой мы его называем «дикая ночь» (когда нацистских офицеров возят на тележках). Это большой симфонический фрагмент, где в финале блистательно вступает наш Камерный хор и солисты. Работать с ними и с профессором А.В. Соловьёвым было большим удовольствием. Благодаря выписанной партии виолончели (В. Степанов) и соло скрипки (Г. Казазян) получился своеобразный Маленький концерт для скрипки с оркестром. Оркестровую партию записал камерный оркестр РГСО кинематографии во главе с Сергеем Скрипкой.

– Можно ли будет услышать музыку к фильму «Собибор» на концертной эстраде или в записи?

– Да. Когда мы убедились, что моя музыка может жить вне фильма, то по решению Хабенского был издан диск, где в перерывах между основными музыкальными номерами Константин читает письма – воспоминания узников лагеря.

Беседовала Марта Глазкова,
студентка ДФ


Единственная и неповторимая

Авторы :

№3 (1359), март 2019

Многие знают о том, как трудно найти своего учителя. Трудно вдвойне, чтобы его профессиональные качества органично сочетались с личной добротой и отзывчивостью, порядочностью и принципиальностью. Ведь хороший человек – это тоже профессия! Особенно в таком деле как музыкальная педагогика, где нужно любить не только искусство, но и тех, кто им занимается. Всеми этими качествами обладает педагог Межфакультетской кафедры фортепиано, заслуженная артистка России, профессор Наталья Донатовна Юрыгина.

Наталья Донатовна – человек уникальный. За 60 лет концертной и преподавательской деятельности через ее руки прошло бесчисленное количество студентов. И каждого она сумела поднять на новый уровень, подковать технически, раскрыть индивидуальный творческий и артистический потенциал. После курса фортепиано, пройденного у Натальи Донатовны, студент приобретает своего рода знак качества высшей пробы. Уроки Н. Юрыгиной подобны редкостным жемчужинам и запоминаются на всю жизнь: в них и профессиональная работа над сочинением, и беседы о музыке, о литературе, об искусстве вообще, и ценные жизненные советы… Глубокая мудрость ее сочетается с задорным жизнелюбием и прекрасным чувством юмора. Но главное, конечно, – это любовь к ученикам и огромная радость от их успехов. Наталья Донатовна искренне любит нас всех как своих детей – и мы ощущаем себя членами одной большой семьи. Семьи, где царит Она – единственная и неповторимая – Королева.

Юбилейный вечер, состоявшийся прямо в день рождения Натальи Донатовны 24 февраля, вылился в грандиозное чествование выдающегося музыканта, артистки, педагога, чудесного и душевного человека. Ректор консерватории А.С. Соколов (поздравление зачитала проф. И.В. Коженова), сын Илья Гноенский, дочь Анна Гноенская, специально прилетевшая из Америки, педагоги кафедры во главе с заведующей проф. Е.С. Карпинской, бывшие и сегодняшние студенты – все по очереди признавались Наталье Донатовне в любви.

Среди ее учеников – теоретики и композиторы, дирижеры и инструменталисты. Многие из них стали известными музыкантами, некоторые освоили орган и даже… терменвокс. В концерте принял участие прекрасный виолончелист и пианист Э. Мартиросян, исполнивший два произведения А. Бабаджаняна; теле- и радиоведущий А. Сканави, сыгравший прелюдии Рахманинова и Гершвина, «Ворота Альгамбры» Дебюсси. С фортепианными произведениями классиков выступили также М. Макарова (Баллада соль минор ор. 118 Брамса), М. Иглицкий (Прелюдия соль-диез минор Рахманинова) и В. Чуб («Ель» Сибелиуса). Знаменитая Аve Maria Баха – Гуно прозвучала в интерпретации О. Ростовской для терменвокса под аккомпанемент В. Лосевичевой (фортепиано). Органистка и музыковед, доцент консерватории А.Е. Максимова исполнила Прелюдию ре минор, а С. Иглицкая сыграла первую часть Трио-сонаты Баха.

Яркое впечатление оставили сочинения учеников-композиторов. Т. Бородина (партия фортепиано) вынесла на суд публики свою Фантазию на темы русских народных песен, которые прозвучали в исполнении Д. Антоновой (сопрано). Т. Исмагилов сыграл свободную обработку башкирской народной песни «Азамат» и Вариации на народную тему. Слушателям запомнились фортепианный дуэт Т. Андриановой и А. Петровой (Ноктюрн К. Майера) и остроумное выступление органисток М. Черепановой и А. Спириной, которые сумели вплести в музыкальную ткань Сонаты фа мажор И.К. Баха мелодию Happy Birthday.

Зал имени Н.Я. Мясковского был полон. Одна из организаторов концерта – музыковед, преподаватель Я.А. Кабалевская два года назад порекомендовала любимому педагогу абитуриентку В. Лосевичеву, которая вдохновенно провела концерт, сумев не только объединить всех участников, но и создать радостную атмосферу совместного музицирования. Вечер прошел с огромным успехом благодаря деятельной поддержке концертного отдела и лично Т.Г. Пан, а также администратора зала Г.Т Гариповой.

Восторг слушателей стал еще одним подтверждением тому, что попасть в класс к Наталье Донатовне – большая удача. После концерта состоялась фотосессия с участием главной героини вечера. Общение продолжилось и дальше, уже за пределами концертного зала. Все хотели прикоснуться к своему кумиру, высказать Наталье Донатовне слова безмерного уважения и благодарности: Дорогая Наталья Донатовна, мы счастливы, что Вы есть на этом свете! Желаем Вам крепкого здоровья и долголетия во славу нашего великого музыкального искусства!

Любящие Вас ученики

Душевная встреча

Авторы :

№3 (1359), март 2019

3 марта в Концертном зале им. Н.Я. Мясковского состоялся авторский концерт Анатолия Санько. Вечер был приурочен к его юбилею. В консерваторских кругах Анатолий Константинович больше известен как преподаватель музыкально-теоретических дисциплин – сольфеджио, гармонии, анализа. Также мы знаем его как музыковеда, защитившего кандидатскую диссертацию, ставшую первой и единственной монографией о творчестве его учителя – композитора, профессора Е.К. Голубева. А.К. Санько, автор исследования «Становление композиторских школ в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях», уже много лет работает на кафедре теории музыки МГК.

В программе концерта были представлены произведения камерных жанров. Слушатели cмогли познакомиться с вокальным творчеством композитора: прозвучали глубоко патриотичные «Ода Родине», «Тишина над тихим Доном», «Над высоким золотом полей» на слова В. Фирсова. Камерная музыка А.К. Санько, которую услышала публика, очень разнообразна: это и фортепианная соната (ее исполнил Олег Худяков), и соната для фортепиано и виолончели, где чудеса виртуозности продемонстрировал Григорий Кротенко, и миниатюры «Пейзаж» и «Скерцо» для флейты, фагота и арфы (Владислав Яшев, Владимир Елистратов и Олеся Худолей). А пьеса «Три портрета: Скрябин, Шопен, Дебюсси» стала своего рода музыкальной данью автора великим композиторам.

Проникновенно были спеты замечательным Камерным хором Храма Христа Спасителя под руководством регента Светланы Соколовской отрывки из кантаты «Душа на перепутье», написанные на стихи русских поэтов. И, наконец, открытием вечера стал блестящий «Романтический концерт» для фортепиано с оркестром в переложении для двух фортепиано, вдохновенно воплощенный Натальей Соколовской и Олегом Худяковым. Отдельная благодарность – замечательным солистам: Алёне Розкопе, Жаргале Цырендагбаевой, Фёдору Сидякову и солисту МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Сергею Николаеву.

Авторский концерт, несомненно, удался и получился очень творческим – Анатолий Константинович сам комментировал каждое произведение. Многочисленные слушатели остались под большим впечатлением от душевной музыкальной встречи в стенах Московской консерватории.

Доцент Л.Р. Джуманова
Фото Дениса Рылова


Весенняя сказка

Авторы :

№3 (1359), март 2019

«Репетиция весны» – именно таким необычным названием привлекла жителей столицы крупная выставка тюльпанов и других весенних растений в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». В этом году она прошла здесь уже в пятый раз.

23 февраля состоялось открытие этой ежегодной выставки, приуроченное к празднованию Дня защитника Отечества, а также к 313-летию старейшего ботанического сада России. В связи с этим первые 313 гостей «Аптекарского огорода» получили в подарок по тюльпану из рук главных мужчин сада, среди которых – директор Алексей Ретеюм и ландшафтный архитектор Артём Паршин.

Москвичи начали занимать очередь на посещение выставки уже с самого утра. И это, действительно, того стоило. Цветочный рай в Выставочной оранжерее не оставил никого равнодушным. Тысячи тюльпанов, нарциссов, крокусов, гиацинтов, лилий, ландышей и других цветов разных видов и сортов, а также прочие растения, среди которых сирень, сакура, цитрусовые, яркими красками расцвели в стенах Рассадной оранжереи.

Посетители с восхищением разглядывали всю представленную экспозицию, наслаждаясь не только ее красотой и эффектным оформлением, но и головокружительными ароматами, витающими в воздухе. Растения пахли карамелью, арбузами, яблоками, какао…С утра и до самого вечера ажиотаж вокруг выставки не прекращался.

Завершился этот зимний февральский день праздничным концертом «Романтики в саду. От Шуберта до Шопена» в Субтропической оранжерее XVIII века, среди пальм, фейхоа, магнолий, цитрусовых и исторических фасадов. В исполнении музыкантов из консорциума Simple Music мы услышали несколько фортепианных сочинений Шопена, а также Октет Шуберта для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, фагота, кларнета и валторны. Такое приятное завершение выходного дня подогрело романтическую атмосферу, царившую в Ботаническом саду. Люди, хоть и ненадолго, окунулись в весеннюю сказку, подаренную им организаторами цветочной выставки. Репетиция весны прошла успешно!

Екатерина Лубова, студентка ИТФ
Фото цветов автора



Труженики невидимого фронта

Авторы :

№3 (1359), март 2019

Важными составляющими  деятельности Московской консерватории всегда были и остаются ее Архив и Музей, Библиотека и Фонотека.

Архив МГК не только собирает и хранит материалы тех, кто учился и учил в Московской консерватории, но и обеспечивает документальную практику настоящего, готовя будущее.  Им заведует Раиса Николаевна Трушкова: личность неуемная в инновационных начинаниях и очень строго педантичная в своей повседневной работе. Работа любого архива, и в том числе нашей Alma Mater, исключительно многопрофильна. Для ее успешного осуществления необходимо содружество единомышленников. И оно уже сложилось из команды архивистов Андрея Цымбалистенко, Ксении Власовой, Терезы  Мартинес, Кристины Рожковой.

Нетленную ценность архивных материалов консерватории для отечественной музыкальной культуры  понимают все, кому приходится заниматься научно-исследовательской работой: изучать историю ее ведущих классов, подразделений и личные дела  крупнейших профессионалов. Из недавних, но показательных фактов сошлемся на успешную защиту М.А. Федоровой кандидатской диссертации, посвященной становлению и развитию арфовых классов Московской консерватории. Ее труд целиком базируется на архивных материалах многих зарубежных и отечественных хранилищ. Но главным источником новых знаний стал именно Архив консерватории, о чем говорила Р.Н. Трушкова, выступив на защите как свидетель многолетней работы соискателя.

Много десятилетий назад Архив МГК находился  в  AlmaMater  в полном объеме (с момента основания в 1866 году). Сейчас же, РГАЛИ как крупный меценат, владеющий бесценными артефактами в области литературы и искусства, хранит исторические манускрипты консерватории, содержащие автографы Чайковского, Аренского, Скрябина и еще многих гениев русской музыки. Важно, что в наши дни уже начата работа по созданию сканированных копий бесценных сокровищ Архива Московской консерватории.

К чести нашей AlmaMater напомним: в ней с незапамятных времен устраивались выставки, посвященные деятельности ее выдающихся композиторов, исполнителей и теоретиков. Старожилы помнят, что при входе в Библиотеку в небольшом фойе второго этажа Малого зала постоянно устраивались книжные и нотные выставки силами наших талантливых библиографов и других сотрудников Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева, где ныне по решению Ученого Совета представлено экспонирование имен ее выдающихся выпускников на беломраморных досках почета.

Уже с 2011 года новым выставочным центром Архива стал просторный вестибюль в I учебном корпусе возле бюста П.И. Чайковского, благодаря которому выставки Архива, состоящие преимущественно из документов личных дел великих музыкантов, становятся все масштабнее. Так, за прошедшие 12 лет, Архивом было организовано 37 (!) выставок. Семь из них проводилось в фойе Большого зала.

Первая из  этих широкоформатных экспозиций была устроена к 90-летию кафедры хорового дирижирования, затем отмечалось 100-летие К. Кондрашина, 80-летие А. Свешникова, 110-летие Д. Шостаковича, 140-летие К. Сараджева, 140-летие В. Сафонова, 140-летие Н. Данилина. У каждой выставки Архива всегда есть посетители, в их числе и студенты. А в читальном зале Архива присутствие аспирантов и педагогов стало ежедневной практикой.

Первые же выставки Архива начинались скромно, в виде презентаций к научным докладам. Документы экспонировались в простеньких деревянных рамках, поставленных на пюпитры для нот. Подобные экспозиции служили для воскрешения забытых имен, в частности, казначея Московской консерватории В.С. Бояринова, участвовавшего в ее строительстве. Последующие выставки проходили еще без «собственной» территории, но уже с характерными витринами под стеклом для экспонатов.

Интересен один случай. Однажды Архив, узнав о готовящейся научной конференции, в связи с юбилейной датой А.В. Рудневой, посвященной жизни и творчеству выдающейся фольклористки, решил преподнести сюрприз участникам этого события: утром в день открытия установил в фойе Конференц-зала выставку, посвященную юбиляру. Для Н.Н. Гиляровой, организатора конференции, это было радостной неожиданностью, и вызвало большой интерес участников конференции.

 Подчеркну важное. Изучая тематику и характер визуальной подачи артефактов культуры и искусства архивисты, уже не ограничиваясь собственными материалами, стали проводить научно-исследовательскую работу в других архивах и музеях, в том числе в РГАЛИ, в ЦГИА (СПб), в Архиве Санкт-Петербургской консерватории, в Российском национальном музее музыки, в Научной музыкальной библиотеке имени С.И. Танеева. Также архивисты «добывали» интересные документы и фотографии из личных архивов родственников, профессоров и учеников знаменитых музыкантов. Это ощущалось, например, в экспозициях, посвященных 135-летию Н. Мясковского, 110-летию Д. Шостаковича, 100-летию Т. Гайдамович, в выставке, организованной ко Дню России и трагической гибели В. Халилова.

Немалую помощь Архиву оказывает Денис Рылов, художественный редактор, фотограф Интернет-сайта консерватории. Участие последнего оговорим особо: до его появления и начала плодотворного сотрудничества с Архивом (три года назад) все фотографии стендов выставок сотрудники Архива выполняли сами. С приходом профессионала форма подачи фотоматериалов Архива на страничке Интернет-сайта очевидно изменилась. Кроме того, была добавлена «выплывающая» галерея панорамных снимков выставок и презентаций.

Как важен для науки уникальный труд всех ее сотрудников, занимающихся музыкальным архивированием, делом уникальным и бесценным для сохранения исполнительских артефактов культуры! Также  чрезвычайно важна сфера деятельности Московской консерватории, ее музея имени Н.Г. Рубинштейна, ныне возглавляемого Владимиром Михайловичем Стадниченко, доктором философии Фрайбургского университета. Деятельность музея постепенно расширяла профили своей работы, где важную роль играют приобретение и хранение личных библиотек, архивных фондов педагогов, экспозиционная работа и концертная деятельность как еще одного камерного зала AlmaMater. 

Хочется, чтобы ведущие сотрудники Архива, Библиотеки, Лаборатории звукозаписи, многие из которых при жизни становились легендой, удостаивались доброго отношения присвоения им званий Заслуженного работника культуры РФ. А они есть в истории нашей Alma Mater! Напомню библиотекаря З.Ф. Савёлову (1920–1930-е годы). В книге заказов  библиотеки видела  собственными глазами запись, например, от академика Б.В. Асафьева со «скромной» просьбой:  подобрать ноты изданных сочинений эпохи  Французской революции, перевести на русский с французского несколько статей и даже целую книгу (ученый композитор тогда работал над балетом с хором «Пламя Парижа»). 

В 1950–1970-е годы  в читальном зале царила  Ирина Амазасповна Адамова, волшебной памятью которой пользовались как личным интернетом. Более сорока лет формировала фонды и возглавляла Библиотеку Эмма Борисовна Рассина. В наши дни работают такие уникальные сотрудники, как Наталья Николаевна  Оленева, что долгие годы возглавляет читальный зал Библиотеки и знает все фонды наизусть, как и заведующая нотным абонементом Аннета  Константиновна  Голубкова. Назову еще Ирину Вячеславовну Брежневу, что тщательно охраняет редкие манускрипты Библиотеки имени С.И. Танеева. 

Невозможно представить себе учебную и концертную жизнь консерватории без отдела звукозаписи, бессменно возглавляемой Татьяной Викторовной Задорожной.  Под ее руководством скромная фонотека при кабинете звукозаписи превратилась в Многофункциональный учебно-производственный центр звукозаписи и звукорежиссуры. В его сферу деятельности входит множество направлений: от обеспечения учебного процесса звуковыми материалами, до прямых теле- радио- трансляций и записи концертов и музыкальных программ для последующего издания на CD и DVD.

В отделе работают подлинные энтузиасты и профессионалы своего дела – заместитель по работе с фондами, продюсер и редактор всех консерваторских аудиоизданий Евгений Николаевич Платонов, заведующий сектором технических средств Игорь Николаевич Соловьев, звукорежиссеры Михаил Валентинович Спасский, Руслана Владимировна Орешникова, многие другие сотрудники, благодаря которым аудиоархив консерватории ежедневно пополняется. Как важен для науки уникальный труд всех сотрудников, занимающихся сохранением звукового музыкального наследия, делом уникальным и бесценным для увековечивания исполнительских артефактов.

Велика роль и реставраторов – Елены Владимировны Дойниковой, Елены Михайловны Сыч, – чьими руками спасены от исчезновения уникальные записи великих исполнителей прошлого, выступавших в залах консерватории: С.Е. Фейнберга, А.Б. Гольденвейзера, В.В. Софроницкого, М.В. Юдиной, С.Т. Рихтера, Э.Г. Гилельса, Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана, В.А. Борисовского, Ф.С. Дружинина, Д.Д. Шостаковича, Л. Стоковского, Ю. Орманди, М. Лонг, И. Менухина, Г. Гульда и многих других. А благодаря научной деятельности Ольги Сергеевны и Сергея Николаевича Лебедевых постоянно пополняется и совершенствуется электронная база данных аудиоархива. Каталог изданных компакт-дисков насчитывает более 200 архивных и современных программ, большинство из которых издано впервые в мире…

Низкий вам всем поклон, дорогие заслуженные работники культуры!

Профессор Е.Б. Долинская

Путешествие «Странника»

Авторы :

№3 (1359), март 2019

28 февраля в концертном зале «Зарядье» была представлена опера почетного профессора Московской консерватории Родиона Щедрина «Очарованный странник». Дирижер Валерий Гергиев, оркестр, хор и солисты Мариинского театра во второй раз привезли в столицу постановку режиссера Алексея Степанюка, созданную в 2008 году. До своего сценического воплощения произведение исполнялось лишь в концертном варианте в соответствии с изначальным замыслом.

Опера «Очарованный странник» была заказана Щедрину для Нью-Йоркской филармонии дирижером Лорином Маазелем (ему же и посвящена). Премьера состоялась в 2002 году, а спустя пять лет увидела российскую сцену, закрепившись в репертуаре Мариинского театра.

Щедрин обратился к одноименной повести Лескова – одного из своих любимых писателей. По его произведениям композитор создал целый ряд сочинений: русскую литургию «Запечатленный ангел» (1988), позже – оперу «Левша» (2013), а также оперу-феерию «Рождественская сказка» (2015) по мотивам сказки Божены Немцовой в переводе Лескова.

Либретто «Очарованного странника» написал сам Родион Константинович. Хождение по мукам послушника Валаамского монастыря Алексея Северьяновича Флягина, описанные в повести, в либретто Щедрина превратились в классическое для русской оперы фатальное духовное падение главного героя. Среди множества драматических коллизий композитор оставил только те, которые в повести непосредственно повлияли на решение Флягина уйти в монастырь. К таковым относятся явление убитого им в юности монаха, татарский плен, служба у князя, встреча с искушающим к греху магнетизером и со стариком в лесу, убийство цыганки Груши.

Реализуя трагическую линию, Щедрин, в отличие от Лескова, сделал сюжет открытым, завершив оперу видением Флягину невинно им убиенных, в то время как у писателя главный герой после убийства Груши продолжает свой нелегкий путь и, спустя много времени, уходит в монастырь.

В опере участвуют шесть персонажей и три рассказчика, однако, солистов всего трое. Такое решение обусловлено первоначальным концертным предназначением сочинения, не предполагающего большого числа исполнителей. Учитывая это, партии рассказчиков логично отданы и Флягину, и Груше, и князю, тем более, что в литературном первоисточнике рассказ идет от первого лица.

С другой стороны, Щедрин наделяет солиста-тенора совершенно разными ролями: он и явившийся Флягину засеченный им монах, и князь, и магнетизер-искуситель, и старик в лесу. Все эти персонажи, появляясь друг за другом, вели Алексея Северьяновича к новому убийству и духовному падению. Таким образом, можно предположить, что все они – одна и та же фатальная сила в разных обличьях, решающая судьбу Флягина.

В постановке, показанной в «Зарядье», партии исполнили солисты Мариинского театра: бас Сергей Алексашкин в роли Флягина и рассказчика, меццо-сопрано Екатерина Сергеева в роли Груши и рассказчицы, и тенор Андрей Попов в роли князя, рассказчика и перечисленных выше персонажей-фатумов.

Сценическое решение режиссера Алексея Степанюка символично отразило идею оперы. Декорациями послужила крестообразная платформа, окруженная зарослями камыша (кстати, настоящего, привезенного специально для постановки). С одной стороны, это крест, который несет Флягин, и символ духовной жизни монаха, к которой он приходит по сюжету Лескова. Одновременно с этим – нравственная и эмоциональная трясина, затягивающая героя все больше и больше. Наконец, платформа символизирует настоящее болото, на которое князь, разлюбив, отправляет жить Грушу. С течением действия камыш, изначально ровно окружавший фигуру креста, ломается и к концу оперы превращается в груду сухих веток, разбросанных по сцене, как следствие проигранной битвы Флягина со своими грехами.

Деструктивное состояния главного героя подчеркивает и световое решение: на платформу проецируется изображение трещин, словно треснувшего зеркала – отражения разбитой жизни Алексея Северьяновича. По центру сцены все действие свисает веревка, служащая то хлыстом, которым Флягин убивает монаха, то петлей, в которой он пытается свести счеты с жизнью, то качелью для Груши, на которой она проводит последние минуты своего ревностного отчаяния.

Интересен и хор, располагающийся над сценой. Словно певцы на церковном клиросе, одетые в монашеские суконные колпаки, исполнители выглядят подобием божественного суда.

Щедрин в одном из интервью признался, что фольклор является частью его «биологической сущности». В опере «Очарованный странник» красиво переплетаются и современный музыкальный язык, и фольклорные интонации. Кроме того, в оркестре размещены русские народные инструменты – гусли, пила, балалайка. Таким образом, благодаря узнаваемому «генетическому коду» современная, казалось бы, опера, становится доступной, «родной» человеческому слуху – впрочем, как и вся музыка композитора.

На исполнении «Очарованного странника» в «Зарядье» присутствовал сам Родион Константинович, который вместе с В.А. Гергиевым вышел на сцену под бурные аплодисменты. Хотелось бы надеяться, что произведение Лескова и Щедрина, предлагающее так много простора для разных трактовок, продолжит свою сценическую жизнь и, возможно, обретет новые режиссерские версии.

Мария Невидимова,
студентка ИТФ
Фото Лилии Ольховой



Звезды не гаснут

Авторы :

№3 (1359), март 2019

27 января на сцене Большого зала состоялся третий концерт студенческого цикла «Молодые звезды Московской консерватории», который для студентов стал возможностью для творчества, а для публики – настоящим праздником музыки. Стоит отметить, что идея объединить ежегодные студенческие концерты в единый цикл нашла ощутимую поддержку: на концерте, о котором идет речь, было зафиксировано рекордное количество слушателей. В мероприятии приняли участие не только солисты, но и студенческие коллективы.

Вечер открыл ансамбль ударных инструментов DrumArtMusic. По сложившейся традиции нашего цикла, в первом отделении выступили солисты. В начале прозвучал Клавирштюк до мажор Шуберта в исполнении Ивана Кощеева. Публике особенно запомнилась ария Адриенны Poveri fiori из оперы Чилеа «Адриенна Лекуврер» в интерпретации Екатерины Виноградовой (сопрано).

Самая юная участница – Лидия Ступакова-Конева (скрипка) – в прекрасном ансамбле с Анной Тамаркиной представила два венгерских танца Брамса. Ассистент-стажер Юлиана Падалко завершила первое отделение программы, вызвав восторг у публики своим прочтением Концерта для флейты Рубцова.

Во втором отделении блистали студенческие коллективы. Молодежный камерный хор Москвы (художественный руководитель и дирижер Михаил Кудрявцев) исполнил сочинения как композиторов-классиков (Мендельсон, Чайковский), так и современных авторов (Свиридов, Шнитке и Фалик).

Центральным номером концерта стало выступление Екатерины Рождественской (флейта), Маргариты Пичужкиной (альт) и Лилианы Сафихановой (арфа), которые подарили публике 2части Сонаты Дебюсси.

27 января – день снятия блокады Ленинграда. Конечно же, мы не могли не вспомнить об этом событии. Камерный оркестр под управлением Ивана Никифорчина исполнил Камерную симфонию для струнного оркестра до минор Шостаковича, посвященную памяти жертв фашизма и войны.

Марта Глазкова,
председатель студенческого профкома

Нерасторжимое единство

Авторы :

№3 (1359), март 2019

23 февраля в Малом зале состоялся концерт фортепианного дуэта – Дениса Чефанова и Виктора Лядова, молодых педагогов консерватории. В концерте принимали участие студенты МГК Янай Егудин и Андрей Габелков (ударные). Публика услышала крупные сочинения для двух роялей – сонату Брамса фа минор, соч. 34 bis (авторское переложение Квинтета фа минор, соч. 34) и сонату Бартока для двух фортепиано и ударных. Мероприятие было посвящено памяти недавно ушедшего народного артиста России, профессора В.М. Снегирева. Долгое время Валентин Михайлович был солистом ГАСО под управлением Е.Ф. Светланова, а в 1958 году участвовал в советской премьере сонаты Бартока.

Денис Чефанов, который в свое время учился у проф. Н.Л. Штаркмана и работал ассистентом проф. А.А. Наседкина, «рисовал» то хрупкие и трепетные, то насыщенные до пронзительности образы. А Виктор Лядов, ученик проф. Т.П. Николаевой и ассистент (в прошлом году) проф. А.С. Струкова, играл концептуально и очень выстроенно, достигая глубин содержания музыки. Получилось нерасторжимое стройное единство. В сонате Бартока к ним присоединились Янай Егудин и Андрей Габелков – весьма артистичные ударники-виртуозы, студенты класса доц. В.М. Баркова, который, в свою очередь, учился у проф. В.М. Снегирева. В оригинальной версии Квинтета Брамса «духовные искания», воплощенные в фортепианной партии, сочетались с «задушевной речью» струнных инструментов. В двухрояльном переложении на первом плане было именно философское начало. Его главным носителем в предложенной интерпретации оказалась вторая часть. Исполнители представили тему Andante полной неразрешимых вопросов, сосредоточенной и  одухотворенной. В первой и третьей частях прозвучало много фантастических образов, финал же привел к подлинно трагической развязке.

Если соната Брамса была размышлением одного человека, то соната Бартока передала народную мощь и неиссякаемую жизненную энергию. Тема вступления, написанная в глубоком басу (сочетание фортепиано и литавр), прозвучала как заклинание. Основная тема, сложенная из мелких попевок, буквально сияла как пламя. Призывные интонации звали вдаль, к первозданной природе.

При всей разности стилей Бартока и Брамса, у композиторов есть общие характерные черты – через традиционные формы они воспроизводят неповторимое музыкальное содержание, создают свой уникальный мир. И это было блестяще передано участниками концерта.

Многое в программе сочеталось по принципу контраста: сложная философия Брамса и огненный темперамент Бартока, лучшие традиции школ Штаркмана и Николаевой, разнообразие тембров фортепиано и ударных. Все это явило значительный результат: ощущение прекрасного, наполнявшее зал, не покидало слушателей ни на минуту.

Степан Игнатьев,студент ФФ