Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Новогодние подношения профессора Е. М. Ботярова шахматистам консерватории

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

Профессору Г. И. Сальникову

Условие 1. Белые начинают и дают мат в 2 хода
Условие 2. Белые начинают и получают мат в 1 ход (шутка)

Профессору Г. В. Крауклису

Условие 1. Белые начинают и дают мат в 3 хода
Условие 2. Белые начинают и получают мат в 3 хода (шутка)

Профессору А. А. Коблякову

Белые начинают и дают мат в 4 хода

Поздравляем юбиляров уходящего года!

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

Народный артист СССР, профессор Виктор Карпович МЕРЖАНОВ

Народная артистка России, профессор Вера Васильевна ГОРНОСТАЕВА

Браво, консерватория!

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

Впервые на столь представительном международном форуме Московская консерватория была представлена докладом о проводимой в ее стенах работе по сохранению, реставрации и изучению звукового наследия. Проблема эта настолько серьезна и животрепещуща, что поддерживается специальной программой UNESCO.

Московская консерватория располагает уникальным фондом аудиозаписей, сложившимся в период 1940–1990 годов и пополняющимся по настоящее время. Являясь собственностью консерватории, фонд включает в себя две коллекции: первая — в своей основе содержит уникальные записи концертов выдающихся Российских и зарубежных музыкантов, выступавших в Москве, вторая — редчайшие записи народных исполнителей, произведенные во многих регионах России во время фольклорных экспедиций. Обе коллекции имеют непреходящее культурное, научное и историческое значение как памятники Российского и мирового искусства.

(далее…)

Совместный конгресс в Осло

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

В августе нынешнего года в Норвегии состоялся Конгресс двух ассоциаций — объединяющих музыкальных библиотекарей (IAML) и специалистов в области звуковых архивов (IASA). Обе ежегодно проводят свои встречи отдельно друг от друга. Совместный Конгресс, проводившийся в Осло, включал 342 участников из 37 стран и 85 докладов. Его основные задачи — информация и заинтересованное обсуждение как общих проблем, теоретических и методологических, так и практических подходов к решению конкретных вопросов.

В представленных делегатами IAML докладах были широко освещены темы, играющие важную роль в современном музыкальном библиотековедении, библиографоведении и информатике. IAML, созданный более полувека назад (Библиотека Московской консерватории является членом Ассоциации с 1969 года), стал не только профессиональной школой для специалистов, работающих в библиотеках, информационных центрах и архивах, но и организатором нескольких международных библиографических проектов (RILM, RISM, RIPM и RIdIM), востребованных музыкантами всего мира. Информацию о русской музыке в трех из этих проектов готовит для публикации библиотека Московской консерватории.

(далее…)

«Ist es genug?..»

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

В Рахманиновском зале 17 ноября состоялся концерт из произведений Фараджа Караева в исполнении ансамбля «Студия новой музыки». Прозвучали — сочинение для ансамбля под названием «Ist es genug?..», занявшее все первое отделение концерта, и четыре версии пьесы «Господин Би Лайн — эксцентрик, или Вы все еще живы, господин министр» для разных составов. Конечно, каждый слушатель вышел из зала со своими впечатлениями от услышанного. Кому-то больше запомнилось одно, кому-то — другое. Меня же потрясла концепция «Ist es genug?..», исполненная глубочайшего символического смысла.

Вначале, однако, не осознаешь этой концептуальности. Заранее настраиваешься на то, что будет просто современная пьеса в жанре инструментального театра, из тех, что слушаешь с насмешливым любопытством: «Ну-ка, посмотрим, что он тут еще напридумывал…». Кстати, чтение программки (взять, хотя бы, незабываемый перл Рауфа Фархадова о том, что Кара оглы «в эпоху царских репрессий голодал в сибирских ссылках и тюрьмах, в период Великой Октябрьской революции был в первых рядах пролетариата, во время гражданской войны его видели на самых опасных фронтах и участках») тоже немало поспособствовало такому ироничному отношению.

Вооружившись заранее мнением, втихомолку ухохатываясь над фархадовскими придумками, не сразу понимаешь, что концерт-то уже начался. Оригинальная задумка начала «как бы невзначай» производит впечатление: оказывается, музыканты не настраиваются и не разыгрываются — это уже зазвучало произведение, изгоняя гул болтовни из зала.

(далее…)

«Полна чудес могучая природа!»

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

14 ноября в Малом зале в рамках лектория Университета культуры прозвучали вокальные сцены из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (под рояль). Подобные встречи отличает теплая атмосфера, тон которой задает вступительное слово лектора. К органичному восприятию музыкального мира «весенней сказки» Римского-Корсакова слушателей готовила Екатерина Лозбенёва, студентка IV курса ИТФ. Наряду со студентами вокального факультета выступали и солисты Оперного театра МГК.

Режиссер постановки доцент И. И. Силантьева представила первый этап реализации своей работы «Снегурочка»: Мистерия в русском оперном искусстве», поддержку которому оказал Комитет по культуре Москвы (в рамках проекта «Открытая сцена»). В сущности, в концерте-композиции уже обозначилась будущая форма мистериального действа, или, по выражению Бориса Асафьева, «действа о весне». Думается, такое видение режиссера наиболее точно соответствует композиторскому замыслу. По словам Ирины Игоревны, это лишь «проба пера», своего рода «эскизы» к грядущей постановке «Снегурочки».

(далее…)

Хормейстеры-корифеи

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

В Методическом кабинете кафедры хорового дирижирования по инициативе проф. Б. Г. Тевлина открылась фотогалерея портретов корифеев хорового исполнительства, имена которых прославили российскую хоровую культуру ХХ века. Среди них: Николай Михайлович Данилин (1878–1945), Василий Петрович Мухин (1889–1957), Георгий Александрович Дмитревский (1900–1953), Клавдий Борисович Птица (1911–1983), Александр Васильевич Свешников (1890–1980).

Н. М. Данилин принадлежит к числу выдающихся музыкантов первой половины ХХ столетия. Его имя было известно не только на родине, но и во многих странах Европы. Триумфальные концерты с Синодальным хором утвердили период небывалого расцвета русского хорового исполнительства начала прошлого века. Под его управлением звучали как современные сочинения (Данилин-дирижер — первый исполнитель и интерпретатор «Всенощной» Рахманинова), так и оживали произведения далекой древности (стихиры, канты, распевы). С момента создания дирижерско-хорового факультета в Московской консерватории в 1923 году деятельность Данилина сосредоточена на хоровой педагогике: он профессор класса специального дирижирования, чтения хоровых партитур, занятий по методике хороуправления, руководитель хорового класса. Среди его учеников: Г. А. Дмитревский, К. М. Лебедев, Г. П. Лузенин, В. П. Мухин, К. Б. Птица, А. Б. Хазанов.

(далее…)

Студия новой музыки

Авторы :

№ 8 (1230), декабрь 2004

В уходящем году ансамбль солистов «Студия новой музыки» отметил творческое десятилетие. Как сказано в буклете, «за десять лет существования ансамбль дал более 150 концертов, каждый раз представляя публике новые программы, регулярно выступает в лучших концертных залах Москвы, часто гастролирует по России и странам бывшего СССР. Ансамбль — частый гость многих известных международных фестивалей современной музыки; он хорошо известен в Австрии, Азербайджане, Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Португалии, США, Финляндии, Франции, Чехии. «Студия новой музыки» является базовым коллективом международного фестиваля современной музыки «Московский Форум», записывает произведения для различных радиостанций, выпускает компакт-диски с музыкой русских и зарубежных современных композиторов. Бельгийская фирма MEGADISC издает серию CD-портретов известных российских композиторов в исполнении «Студии новой музыки». За большой вклад в развитие современной музыки в России ансамбль получил престижную премию Ernst von Siemens Musikpreis (2001)».

(далее…)