Розовое небо и лиловые облака
№ 1 (1231), январь — февраль 2005
Уж так устроена память человека — яркие события в ней, как зарубки на стволе, остаются с нами надолго. Одним из таких ярких событий конца прошлого года для меня стал конкурс импровизаций на сюжеты живописи Святослава Рихтера.
Как-то входя в консерваторию, я прочитал, что межфакультетская кафедра фортепиано совместно с кафедрой композиции организует конкурс среди студентов всех специальностей на тему «Краски и звуки». Особенную торжественность ему придавало место проведения состязания: музей-квартира великого пианиста, где все предметы, включая рояль, на котором играл Святослав Теофилович, хранят тепло его рук и ощущение его присутствия. Попадая в квартиру Рихтера, поражаешься скромности обстановки, полностью располагающей к работе, и только его собственные картины, висящие на стенах, как в художественной галерее, говорят о том, что значила для знаменитого музыканта живопись, как она поэтически дополняла и одухотворяла его исполнительское искусство, придавая ему совершенство.
Идея этого конкурса, где картины Рихтера впервые зазвучали, принадлежит заведующему кафедрой фортепиано, тонкому музыканту и композитору А. В. Самонову. Он возродил прерванную давнюю традицию импровизаций на кафедре, которые проходили раньше по двум направлениям — классическому и джазовому. Теперь классическое начало в них основывалось на синтезе музыки и живописи, музыки и поэзии (аналогичный конкурс импровизации, проведенный кафедрой два года назад проходил под девизом «Как слово в звуке отзовется»). Не буду говорить о той роли, которую играет творческое начало, стимулирующее фантазию и в стихийной форме отражающееся в импровизации, — она очевидна. Меня удивило другое: как широко это начало проявилось в студенческой среде. В конкурсе приняло участие девятнадцать человек! Композиторы, музыковеды, дирижеры хора, струнники, духовики и даже вокалисты, которые обычно в общении с фортепиано на «вы», тут играли, играли с увлечением и заслуженно попали в число призеров конкурса.