Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Улыбка – это флаг корабля!

№ 8 (1291), ноябрь 2011

Человек, обладающий искрометным юмором и неиссякающим оптимизмом, лицо которого всегда озаряет обаятельная улыбка, – таким мы знаем заслуженного артиста России профессора Вениамина Андреевича Коробова. И сложно представить его героем официального юбилейного торжества, которое состоялось 28 октября в Рахманиновском зале.

Свой 60-й день рождения он отметил в компании родных, коллег, друзей, а также 250-ти слушателей, которые пришли в этот вечер послушать замечательную музыку в исполнении великолепных музыкантов: Александра Голышева, Евгения Петрова, Михаила Урмана, Ирины Пашинской, Андрея Кузнецова, Виталия Астахова, Николая Солоновича, Виктора Гришина, Ольги Горшениной и других. Для этого торжественного события Вениамин Коробов выбрал ансамбли с необычными инструментальными составами – от фортепианного дуэта (Вальсы Шуберта – Прокофьева) до небольшого оркестрика в «Карнавале животных» Сен-Санса. Исполнение зоологической фантазии особенно развеселило всех участников – как на сцене, так и в зале. Прозвучала также музыка излюбленных композиторов юбиляра – Моцарта (Квинтет для фортепиано, гобоя, кларета, валторны и фагота) и Глинки (Серенада на темы из оперы Л. Доницетти «Анна Болейн» для фортепиано, арфы, фагота, валторны, альта, виолончели и контрабаса).

Бархатный звук и блестящие хрустальные пассажи, возникающие как будто сами собой из-под пальцев Вениамина Андреевича, не оставляют сомнений в том, что перед нами Мастер. Свое мастерство он передает ученикам в Московской консерватории и детям во многих городах России, где дает мастер-классы, являясь в течение многих лет ведущим консультантом Международного благотворительного фонда В. Спивакова. Неоценимую просветительскую работу он ведет совместно с Благотворительным фондом «Русское исполнительское искусство» и Международным фондом помощи юным пианистам им. В. Крайнева.

(далее…)

Минуты наслаждения

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

19 октября, в день 200-летия основания Царскосельского лицея, по уже установившейся 16 лет назад традиции межфакультетская кафедра фортепиано подарила слушателям великолепный концерт из цикла «Роняет лес багряный свой убор…»

В центре – пра-пра-пра-правнук А. С. Пушкина Борис Борисович Пушкин, первая слева – его супруга

Концерты кафедры всегда проходят при переполненном зале. Так было и в этот раз – несмотря на дополнительные места, Рахманиновский зал не смог вместить всех желающих. В программе наряду с музыкой, звучавшей во времена Пушкина, исполнялись произведения современных композиторов, посвященные великому поэту и его современникам. Это романс В. Халилова из цикла «Пушкинская триада» и романсы А. Самонова из вокального цикла «Из пушкинского времени». Все артисты продемонстрировали высочайшее мастерство, яркое и вдохновенное прочтение исполняемых произведений.

Особенную ноту в атмосферу вечера внесло присутствие прямого потомка Александра Сергеевича Пушкина – Бориса Борисовича Пушкина с супругой. Они не впервые на подобном мероприятии, и концерт произвел на них очень сильное впечатление. Почетные гости выразили благодарность всем участникам музыкального приношения великому поэту и его друзьям, поэтам Золотого века.

Кафедральные вечера посещают люди разного возраста, разного уровня музыкальной подготовки, но всех их объединяет желание прикоснуться к истинному искусству. После таких концертов веришь в то, что красота и доброта спасут мир. Низкий поклон вдохновителю, руководителю и участнику концерта – заведующему кафедрой профессору А. В. Самонову. Большое спасибо всем исполнителям, подарившим слушателям минуты духовного наслаждения. Публика любит вас и ждет новых встреч!

Юлия Гордон

Музыка для людей

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

Невозможно поверить: Валерию Григорьевичу Кикте – 70! Многие молодые коллеги позавидовали бы жизнерадостности и неуемной энергии композитора и педагога, одного из корифеев современной музыки. Легкость в общении и природная мудрость, высокое композиторское мастерство и искреннее желание передавать свой опыт ученикам – эти качества трудно переоценить в наше время, весьма неоднозначное с точки зрения нравственности и профессионализма. Заслуженный деятель искусств России и Украины, лауреат премий Союза композиторов России и Мэрии Москвы, заведующий кафедрой инструментовки, профессор В. Г. Кикта всегда стремится быть в авангарде подлинного искусства.

В. Г. Киктой создано множество замечательных произведений в самых разнообразных жанрах. И в России, и во многих зарубежных странах его музыка широко известна. Ее с огромным интересом воспринимают не только музыканты, но и «простая» публика. И это далеко не случайно: вспомним, что педагогами Валерия Григорьевича в Московской консерватории были С. С. Богатырев и Т. Н. Хренников, который не без иронии говорил: «Музыку нужно писать не только для кафедры, но и для людей».

Состоявшийся 30 октября в переполненном Малом зале юбилейный авторский вечер В. Г. Кикты можно без преувеличения назвать настоящим триумфом. В исполнении хоровых и инструментальных концертов (почти все они родились в XXI веке) участвовали прославленные коллективы и замечательные солисты – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Программа была посвящена 100-летию со дня рождения родителей композитора – Г. Ф. Кикты и О. С. Соколовой.

«Минають днi, минають ноч – этой философской мыслью из одноименного Концерта для смешанного хора на слова Тараса Шевченко (2007) открыл юбилейный вечер Хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова. В Концерте, посвященном памяти В. С. Попова, молодому дирижеру Ринату Бикташеву удалось передать ощущение духовного подъема, свойственного многим произведениям композитора.

Двухчастный Концерт для мужского хора, кельтской арфы, органа и ударных (2010), блистательно исполненный Московским мужским камерным хором «Кастальский» под управлением Алексея Рудневского и солистами Семеном Кульковым (арфа), Григорием Васильевым (орган) и виртуозно владеющим ударными инструментами Сергеем Шамовым, открыл иные грани творчества композитора. В соответствии с авторским комментарием, публика погрузилась в «состояние отрешенности от наших сегодняшних реалий и вхождения в иллюзорный мир красот прежней жизни, причудливых средневековых замков, таинственно уединившихся и гармонично растворившихся в фантастических и загадочных рельефах природы Шотландии». Мастерское использование старинных шотландских мелодий и ритмов, а также элементов хорового театра буквально покорило публику, заставившую музыкантов бисировать часть Концерта. Поразительно, что в дальнейшем на бис исполнялись части всех последующих произведений юбилейной программы – трудно вспомнить что-либо подобное даже на концертах выдающихся мастеров!

Прекрасным художественным воплощением идеи воссоздания в Большом зале Московской консерватории витража «Святая Цецилия» явился Концерт для смешанного хора, дисканта, органа, арфы и ударных «Возвращение Святой Цецилии» (2011). Авторские строки гимна музыкантов, обращенные к Покровительнице музыки, лились светло и кристально чисто в звучании Хора студентов Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер проф. С. С. Калинин) и солиста Вячеслава Козленко (дискант). Вместе с Г. Васильевым и С. Шамовым украшением исполнительского состава Концерта стала и арфистка Нина Куприянова.

(далее…)

Новая традиция

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

Жюри конкурса

8 ноября в обновленном Большом зале завершился Третий Международный конкурс Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах. С 1 по 7 ноября на ставших ежегодными соревнованиях в этот раз встречалась очередная пара духовых – исполнители на кларнете и трубе. Авторитету конкурса способствовали приветствия Министра культуры РФ А. А. Авдеева, ректора профессора А. С. Соколова, возглавившего Оргкомитет, и профессора Г. Н. Рождественского – нашего главного специалиста в области оркестровых проблем.

Михаил Меринг, II премия

В третий раз были подтверждены и два главных условия международного конкурса: присуждается только одна первая премия и зарубежных членов в составе жюри должно быть более половины. Эти условия, естественно, были выполнены. В жюри по каждой специальности вошли пять человек.

С самого начала на председательские должности в жюри были приглашены концертмейстеры наших ведущих коллективов – заслуженный артист РФ Александр Калашков (оркестр Большого театра) и народный артист РФ Сергей Гиршенко (ГАСО), который за три дня до начала конкурса попросил, по известным причинам, освободить его от участия в жюри. Исправить положение любезно согласился заслуженный деятель искусств РФ, Кавалер Ордена искусств и литературы Франции, композитор Юрий Каспаров, доцент Московской консерватории.

В весомом жюри Московскую консерваторию представляли также народный артист РФ профессор Рафаэль Багдасарян (кларнет) и заслуженный деятель искусств профессор Вадим Новиков (труба). И, естественно, были приглашены авторитетные зарубежные исполнители, хорошо известные у нас в стране.

Михаил Гайдук, I премия

По специальности «кларнет»: Эдуард Бруннер (Германия), профессор нескольких высших учебных заведений Германии и Испании; Филипп Купер (Франция), победитель многих международных конкурсов, один из лучших представителей французской кларнетовой школы; Чарльз Найдик (США), профессор Джульярдской и Манхеттенской школ, музыкальных Маннз- и Куинз-колледжей.

По специальности «труба»: Эрик Обье (Франция), которому посвятили свои произведения многие современные авторы, участник жюри престижных конкурсов (АРД в Мюнхене и им. Мориса Андре во Франции); Дэвид Хикман (США), профессор Национальной консерватории г. Рюэль-Малмизон и Университета штата Аризона, авторитетнейший педагог, автор ряда работ по игре на трубе, трубе-пикколо, скоростному чтению с листа, президент Международной гильдии трубачей в 70-х годах ХХ века, которая удостоила его награды «За заслуги» (2005); Игорь Цецохо (Польша), профессор Музыкальной академии в Лодзи, долгие годы – солист симфонического оркестра Вроцлава и оркестра Академического театра оперы и балета в Минске, музыкант, который особое внимание уделяет старинной и современной музыке, в совершенстве владеет современной и барочной трубой.

В процессе подготовки в последних числах мая был проведен конкурс на лучшее обязательное сочинение для исполнения на втором туре. Победителями стали молодые композиторы Елена Рыкова (пьеса для кларнета соло «Играя шимми») и Денис Хоров (пьеса для трубы соло «Вверх»). Оба произведения прозвучали в исполнении лауреатов в программе заключительного вечера наряду с Концертом для кларнета с оркестром Б. Чайковского и Концертом для трубы с оркестром И. Н. Гуммеля.

(далее…)

Под материнским крылом

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

23 октября в Малом зале состоялся знаменательный музыкальный вечер – концерт-презентация Ассоциации выпускников Московской консерватории «Alma Mater». О деятельности и планах Ассоциации, которую возглавляет всемирно известный пианист и дирижер Владимир Ашкенази, а организует и курирует ее работу Координационно-аналитический отдел консерватории, «Российский музыкант» ранее уже рассказывал своим читателям (см. «РМ» – 2010, № 8). Новый проект «Alma Mater» теплыми словами приветствий открыли ректор профессор А. С. Соколов и почетный профессор консерватории, композитор А. Я. Эшпай.

Первый блок музыкальной программы был посвящен композиторской школе Московской консерватории. Вечер начался лирическим «Адажио» Алексея Рыбникова в исполнении автора (фортепиано) и Бориса Андрианова (виолончель), который позднее выступил также в ансамбле с пианистом Яковом Кацнельсоном (музыканты исполнили романсы Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано). Иная грань творчества А. Рыбникова предстала перед слушателями в моторной «Токкате», блестяще сыгранной Екатериной Мечетиной. Мастерство пианистки сказалось и в виртуозной пьесе композитора Толиба Шахиди «Игра в нарды». А философское сочинение Т. Шахиди «Разговор птиц», синтезирующее традиции древневосточной культуры с европейским музыкальным мышлением, было тонко интерпретировано ансамблем флейт «Сиринкс» (Святослав Голубенко, Ирина Еленевская-Скуратова, Павел Студенников).

Музыкальный подарок гостям вечера приготовила известная певица России и Абхазии Хибла Герзмава. В сентябре этого года примадонна дебютировала на сцене парижской Гранд-опера, исполнив партию Вителлии в опере Моцарта «Милосердие Тита». Московским меломанам выпала счастливая возможность услышать фрагмент этой парижской работы певицы в сопровождении пианистки Екатерины Ганелиной.

Ассоциация «Alma Mater» поддерживает контакты с выпускниками консерватории, живущими не только в России, но и за рубежом. Подтверждением тому стало выступление органистки Елены Кейлиной, которая специально прилетела из Франции, чтобы принять участие в концерте-презентации. В ансамбле с Михаилом Уткиным Е. Кейлина исполнила сонату Вивальди ми минор для органа и виолончели.

Незабываемое впечатление оставил Юрий Медяник, покоривший публику искусством игры на баяне. Успешно окончив консерваторию как скрипач, он в совершенстве освоил баян, а затем и национальный аргентинский инструмент – бандонеон. В переложении для баяна прозвучала Cоната фа мажор Скарлатти и зажигательная джазовая пьеса Гальяно «Fou rire».

Ярким финальным аккордом концерта стало выступление камерного оркестра «Arpeggione» под управлением Валентина Урюпина. Будучи одним из самых известных российских кларнетистов своего поколения, он сочетает сольную карьеру с дирижированием, где также достиг немалых успехов. В этот вечер музыкант с блеском продемонстрировал обе грани своего таланта, виртуозно исполнив сольную партию в Интродукции, теме и вариациях Россини для кларнета с оркестром.

Программа вечера выдалась богатой на контрасты, а неформальные диалоги ведущей Ирины Тушинцевой с участниками добавили концерту живости. Прославленных музыкантов, выступающих по всему миру, объединило в этот вечер чувство глубокой преданности Московской консерватории. Остается только пожелать Ассоциации «Alma Mater» столь же удачных проектов, а консерваторским слушателям – новых встреч с ее знаменитыми выпускниками.

Собкор «РМ»

София-мудрая

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

31 октября 2011 года исполнилось 100 лет профессору кафедры истории зарубежной музыки, заслуженному деятелю искусств России Софье Николаевне Питиной.

София – мудрая. Родители правильно назвали 100 лет назад свою дочь, хотя, конечно, не знали, что она встретит нынешний день рождения во всеоружии всегда присущей ей мудрости. Софья Николаевна сохраняет ясное ощущение света жизни, горячее желание добра окружающим ее людям и мужество в сражении с трудностями – а их немало выпало и продолжает выпадать на ее долю.

Она вышла на пенсию 15 лет назад, но ее по-прежнему интересуют дела кафедры истории зарубежной музыки, на которой она трудилась более сорока лет. Студенты историко-теоретического факультета каждый год обращаются к книгам «Музыка Австрии и Германии XIX века»; очерки С. Н. Питиной о творчестве К. М. Вебера, Э. Т. А. Гофмана, Ф. Мендельсона-Бартольди, об опере Р. Шумана «Геновева» до сих пор остаются самыми полными источниками знаний по этим вопросам на русском языке. Софье Николаевне принадлежит также заслуга в создании постоянно действующей системы семинарских занятий по истории зарубежной музыки у музыковедов. Ведя его начальный этап вместе с профессором Т. Э. Цытович, она организовывала и направляла эти занятия, которые помогали студентам I курса сразу включаться в самостоятельное изучение сложных и совершенно новых для них проблем истории музыки далекого прошлого.

Софья Николаевна всегда остро и тонко чувствовала людей, которым была необходима помощь внимательного руководителя, доброжелательная поддержка старшего товарища. Это относилось и к студентам, и к коллегам, это продолжается и по сей день. Как хорошо она помнит бывших студентов, как тепло и заботливо спрашивает об их судьбах, как интересуется творчеством, здоровьем, всей жизнью своих коллег!

Навещая Софью Николаевну, разговаривая с ней по телефону, я и мои друзья по кафедре, относящиеся теперь к старшему поколению консерваторских педагогов, вновь ощущаем себя молодыми. Большая радость иметь такого друга. Пусть это продлится как можно дольше. С юбилеем, с нашим общим праздником, дорогая и нежно любимая Софья Николаевна! Здоровья Вам, а бодростью духа Вы еще можете поделиться с нами.

Профессор Е. М. Царева

Седьмой осенний

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

Для людей творческих профессий отмечать свои дни рождения и, в особенности, юбилеи «трудовыми подвигами» – почти традиция. Лучший подарок для артиста – это возможность выйти на сцену. И VII Международный Осенний хоровой фестиваль стал таким юбилейным подарком самому себе для его инициатора, автора и бессменного художественного руководителя профессора Б. Г. Тевлина.

Национальный молодежный хор российских консерваторий

К себе на 80-летие Борис Григорьевич ни много ни мало пригласил фактически всю страну в лице Национального молодежного хора российских консерваторий. Это был фестиваль внутри фестиваля: молодые хоровые дирижеры из 18 российских вузов на протяжении девяти дней совершенствовали свое мастерство под руководством опытнейших профессоров – известных хоровых мастеров: Б. Г. Тевлина, Л. З. Конторовича, Л. А. Лицовой, а также их младших коллег – доцента Московской консерватории Е. К. Волкова и преподавателя А. В. Соловьева, который также внес огромный вклад в организационную подготовку и проведение этой творческой мастерской. Финальным аккордом Всероссийского мастер-класса стал концерт 18 октября в Большом зале, который, как справедливо сказал в своем приветствии ректор Московской консерватории А. С. Соколов, «станет памятной страницей в биографии молодых российских хормейстеров».

Поразил масштаб работы, осуществленной практически за неделю. Перед слушателями предстал настоящий хоровой коллектив, слушающий друг друга, моментально откликающийся на инициативы дирижеров, умело выполняющий разнообразные творческие задачи. Хотя с ребятами работали разные музыканты, но стиль Бориса Тевлина – стиль беспрекословной дисциплины и нацеленности на максимально высокий художественный результат – явно доминировал и очевидно принес положительные плоды. Иначе возможно ли не просто освоить, но по-музыкантски прочувствовать и вынести на суд публики 28 (!) произведений, охватывающих композиторские искания в диапазоне всего XX века – от Танеева, Стравинского до Фалика, Шнитке, Леденева… Конечно, с каждым дирижером открывались свои исполнительские нюансы. Как показалось, для Л. Конторовича, начинавшего концерт, было интересно заняться с ребятами пластикой фразы, поиграть на динамических контрастах – от еле слышного пиано до мощного тутти. Л. Лицова умеет «вызвончить» любой хор: под ее руками звучание Национального молодежного хора приобрело объемность, стереофоничность. У Б. Тевлина всегда важна драматургия программы. В данном случае были сознательно подобраны очень разные по техническим задачам произведения, чтобы показать, как работать с полифонией Танеева, как осваивать современные гармонические стили (Леденев, Евграфов, Эшпай), как «аккомпанировать» солисту (в хоре «Топи да болота» Пахмутовой, где открытием стал тенор А. Николаев). Для финальной кульминации были приготовлены номера с Даниилом Крамером, сразившего всех своим кипучим темпераментом и артистизмом.

Эксперимент с Национальным молодежным хором российских консерваторий, увенчавшийся блестящим успехом, стал своего рода «пробным камнем» в деятельности новой кафедры Современного хорового исполнительского искусства, открывшейся с этого учебного года на Композиторском факультете. В том, насколько важен сейчас такой альянс творцов и исполнителей (думается, и не только в хоровой сфере), позволил убедиться Круглый стол, организованный заведующим кафедрой профессором Б. Г. Тевлиным в дни мастер-класса. Надо было видеть, с каким энтузиазмом молодежь из отдаленных регионов нашей бескрайней родины записывала адреса сайтов представших перед ними живых  композиторов – Владислава Агафонникова, Кирилла Волкова, Юрия Евграфова, Дмитрия Дианова, Александра Коблякова, Алексея Сюмака, Татьяны Чудовой, – чтобы иметь возможность посмотреть там новые хоровые сочинения, пополнить копилку репертуара. Пламенную и актуальную речь произнес Владимир Тарнопольский, призывая новое поколение хоровых дирижеров не превращать концертную жизнь в музей, помнить о композиторах, живущих и творящих рядом со всеми нами. Думается, эта дискуссия – серьезная, доверительная, без скидок на возраст аудитории – стала важным нравственным уроком для всех ее участников.

(далее…)

Новое поколение выбирает Страдивари

Авторы :

№ 8 (1291), ноябрь 2011

Появление на концертной сцене даже одного инструмента великого Антонио Страдивари придает музыкальному событию высочайший статус. 20 октября 2011 года в Большом зале Московской консерватории состоялось беспрецедентное музыкальное действо: сразу семь творений гениального итальянского мастера ожили в руках молодых музыкантов из Франции и России.

Матье Арама, Лев Солодовников, Сергей Поспелов, Александр Котельников

Идея уникального проекта родилась всего четыре месяца назад. Один из самых влиятельных виноделов мира, известный французский меценат Бернар Магре, вместе со своей российской партнерской компанией «Алианта Групп» выступил с инициативой презентации в Московской консерватории скрипки Страдивари из его личной коллекции. Консерватория идею не только поддержала, но и значительно расширила: вместе с гостьей из Франции было решено представить публике шедевры Страдивари, хранящиеся в российской Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Покровителем международного культурного проекта стала ассоциация «Франко-Российский диалог», сопрезидентами которой являются с российской стороны глава ОАО «Российские железные дороги» В. Якунин, а с французской – почетный председатель компании «Total S. A.» Т. Демаре.

«Проект “Страдивари-диалог” восстанавливает связь времен, – подчеркнул в своем приветствии ректор профессор А. С. Соколов. – Некогда меценат Константин Третьяков подарил Московской консерватории скрипки великих итальянских мастеров, чтобы талантливая молодежь могла с их помощью достичь вершин исполнительского мастерства. Ныне эти уникальные инструменты вновь зазвучат в руках студентов  Московской консерватории». Чтобы отобрать достойнейших, среди студентов, аспирантов и молодых педагогов консерватории специально был проведен конкурс. Имена победителей не вызвали сомнений: все они уже успели зарекомендовать себя как яркие исполнители нового поколения.

Появление легендарных инструментов в стенах консерватории не могло остаться незамеченным. Музыканты, бережно несущие в руках заветные чехлы в окружении почетного эскорта охраны, неизменно притягивали любопытные взгляды. Каждого участника концерта, получившего инструмент для занятий, охрана сопровождала до класса, присутствовала на репетициях, дежурила за дверьми. Подобные меры не покажутся излишними, если вспомнить, что стоимость лишь одного творения Страдивари сопоставима с бюджетом небольшого государства.

Чтобы наладить личные отношения со старинными инструментами, российским музыкантам было дано всего четыре дня – ничтожно малый срок! Известно, чтобы «сродниться» с инструментом, нужно время, но и тогда никто не может гарантировать, что «взаимопонимание» сложится. Коварные «страдивариусы», открывая перед исполнителем поистине безграничные возможности, предъявляют и высочайшие требования к его мастерству. Божественный тембр, способный передать тончайшие нюансы интонации, раскрывает и все огрехи. Покорить своевольный инструмент удается далеко не каждому. В этом смысле французский музыкант, которому г-н Магре предоставил скрипку Страдивари в личное пользование, был в более выгодном положении. Однако к чести консерваторцев стоит отметить, что непосвященному слушателю догадаться об этом было невозможно.

Программа гала-концерта оказалась максимально разнообразной, охватывающей все грани скрипичного искусства. Аndante cantabile Первого струнного квартета Чайковского в исполнении Анны Коряцкой, Александра Котельникова, Александры Тельмановой и Александра Рамма с первой ноты заворожило невероятно мягким звучанием, мгновенно заполнившим весь Большой зал с его тонкой акустикой, ставшей еще прекраснее после реставрации. Сразу стало ясно, почему уже более трех веков секрет летящего и поистине неземного звука творений Страдивари, разгадать который не могут даже новейшие компьютерные технологии, не дает покоя человечеству.

Виртуозные вариации Паганини «I Palpiti» в исполнении Лены Семеновой заставили зал затаив дыхание следить за филигранным искусством скрипачки: исполнение флажолетов здесь сродни хождению по канату под куполом цирка. Следом Гайк Казазян сыграл «Размышление» Чайковского, и, пожалуй, в тот вечер это был один из самых органичных тандемов музыканта со своим инструментом. Глубина смысла и психологическая точность каждой интонации, свойственные скрипачу, воплотились в нежнейшем тембре скрипки, отметившей в прошлом году трехсотлетний юбилей. А парение мелодии в высоком регистре было столь прекрасным, что к горлу буквально подкатывал ком.

Виолончелист Александр Рамм, яркий музыкант, хорошо знакомый публике по недавнему конкурсу Чайковского, исполнил третью часть Сюиты для виолончели соло Кассадо. Сдержанность исполнительской манеры подчеркнула благородный тон виолончели, когда-то принадлежавшей графам Шереметьевым, хотя исполнению не хватило артистической свободы и огня, способного «зажечь» публику. Сосредоточен и погружен в мир Сонаты Изаи для скрипки соло был Лев Солодовников, творивший на сцене свой причудливый и глубоко органичный звуковой мир.

Резким контрастом на фоне «интеллигентных» выступлений московских музыкантов выделялся французский скрипач Матье Арама. И выбор произведений – «Хабанера» Сарасате и Вариации на оригинальную тему Венявского, и свободная манера игры свидетельствовали о его стремлении увлечь публику зажигательными ритмами и эффектными взмахами смычка, даже в ущерб хорошему вкусу.

(далее…)