Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Юбилей прошел достойно

Авторы :

№1 (1393), январь 2023 года

В ушедшем году исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Николаевича Холопова (1932–2003). Юбилейные мероприятия проводились по двум руслам, в двух городах: Рязани, где Холопов родился и постигал основы музыкального искусства, и Москве, где он завершил свое образование и всю жизнь трудился как ученый и педагог.

Мероприятия в Рязани были сосредоточены в двух учебных заведениях: музыкальная школа №1 имени Аглинцевой и колледж имени Пироговых. В торжествах приняли участие и городские школы искусств. Как сообщают местные СМИ, это был «цикл методических и музыкально-просветительских мероприятий. Тематические уроки и лекции, теоретические олимпиады и конкурс эссе, методические доклады и круглые столы, интеллектуальные игры и концерты-презентации».

28 сентября в Рязанском музыкальном колледже состоялась лекция-концерт «Науки музыкальной земляки: Юрий и Валентина Холоповы». Рассказ об их деятельности сопровождался музыкой. Программу подготовили и провели, под руководством наставников, студенты-теоретики; музыкальные номера исполняли не только студенты и выпускники, но и школьники. 

С 18 по 20 октября там же прошла Всероссийская конференция «Холоповские чтения». Участники – педагоги колледжа, а также юные музыковеды из Рязани и Москвы. Была приглашена Валентина Николаевна Холопова, которая сделала два развернутых доклада. С приветственной речью выступила Марина Владиславовна Кауркина, министр культуры Рязанской области. Организаторы надеются, что в дальнейшем «Холоповские чтения» станут регулярными.

С особой теплотой почтили память знаменитого соотечественника в музыкальной школе №1. Маленький Юра Холопов обучался здесь игре на фортепиано у Екатерины Давидовны Аглинцевой, именем которой впоследствии была названа школа. В нынешнем году здесь звучали публичные доклады о жизни и деятельности Юрия Николаевича. А педагог Наталья Николаевна Макарова подготовила документальный фильм о Холопове; съемки проходили в стенах школы при поддержке директора Сергея Алексеевича Ванькова. Хотя фильм любительский, он сделан весьма талантливо, изобилует ценными материалами: факты биографии, фотографии, обзор научных трудов, краткие интервью с коллегами и учениками Холопова, музыкальные вставки. Свою задачу – рассказать широкой аудитории о выдающемся музыканте-ученом – автор фильма успешно выполнил.

Отрадно, что рязанцы так трепетно хранят память о своем земляке и так много сделали для празднования его юбилея. Но «центр тяжести» пришелся, конечно же, на Московскую консерваторию. Рассказать подробно обо всем в небольшой статье вряд ли возможно; ограничимся перечислением фактов в хронологическом порядке.

Еще весной в стенах МГК прошел традиционный, уже шестнадцатый по счету Всероссийский конкурс по теории, истории музыки и композиции имени Ю.Н. Холопова. Ряд талантливых студентов из музыкальных училищ России получили награды.

А 14 августа, в самый день 90-летия Юрия Николаевича, несколько видных представителей Консерватории – ректор Александр Сергеевич Соколов, проректор Константин Владимирович Зенкин, профессора Валентина Николаевна Холопова и Светлана Ильинична Савенко – выступили перед телекамерой с речами в честь юбиляра.

Главное мероприятие проходило в Консерватории с 26 по 29 октября: Международный фестиваль «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова». Подобные фестивали проводились у нас и раньше – в 2007 и 2012 годах. Нынешний оказался особенно масштабным. Видеотрансляции с каждого дня прошедшего фестиваля до сих пор открыты для просмотра на сайте Консерватории.

Основное событие в рамках фестиваля – научная конференция «Наследие Ю.Н. Холопова и современное музыкознание». Участие в ней приняли около пятидесяти музыковедов и исполнителей, все они принадлежат школе Холопова (не только научные «дети», но и «внуки»). Содержание докладов весьма разноплановое: несколько секций – философско-эстетическая, историческая, теоретическая – прошли под руководством профессоров МГК, а также гостей из других учебных заведений (Натальи Ильиничны Ефимовой из Академии хорового искусства, Александра Львовича Маклыгина из Казанской консерватории). В дальнейшем планируется издать сборник материалов конференции.

Доклады зачитывались как очно, так и дистанционно: например, Анна Васильевна Русакова присоединилась к заседанию прямым включением из Бельгии. Постоянным участником стала Татьяна Суреновна Кюрегян. Она руководила секцией «Холопов и XXI век», провела презентацию новых книжных изданий и прочитала интереснейший доклад. А на последующих заседаниях Татьяна Суреновна неизменно присутствовала и вручала каждому докладчику книжные подарки.

Освоение научного архива Холопова идет полным ходом, о чем свидетельствуют новые издания; некоторые из них поистине грандиозные. Два года назад была опубликована книга «Антон Веберн о музыкальных формах, в переводе и с разъяснениями Ю.Н. Холопова» (Научно-издательский центр «Московская консерватория»). В этом году в издательстве «Планета музыки» переизданы книги Холопова по гармонии: «Теоретический курс», а также «Практический курс» в двух томах.

Наконец, вышел в свет сборник «Ю.Н. Холопов о русской и зарубежной музыке. Статьи, материалы». Этот внушительный том (878 страниц!) продолжает серию, начатую ранее: сборники трудов Холопова «Музыкальные формы классической традиции» (2012), «О принципах композиции старинной музыки» (2015). Все три книги вышли в консерваторском издательстве, составлены и подготовлены Т.С. Кюрегян и ее коллегами. Уже проделана огромная работа по освоению архивных материалов, однако, по свидетельству очевидцев, архив ученого еще далеко не исчерпан. Надо надеяться, данная серия будет продолжена.

Путь Холопова в науку оказался необычным. Будущий музыковед-теоретик мирового масштаба, профессор, создатель научной школы – происходил из крестьянской семьи. В ранней юности проявил изумительные, всеохватные музыкальные способности, учился в Рязанском училище на четырех (!) отделениях –фортепианном, хоровом, теоретическом и композиторском. Освоив за два года все необходимые дисциплины, но еще не получив диплом училища, приехал в Москву и поступил (в неполные семнадцать лет!) в Консерваторию. Яркое дарование студента подметили все профессора; Игорь Владимирович Способин дал ему меткое прозвище «Джезуальдо ди Рязано».

Эти малоизвестные факты прозвучали в докладе Т.С. Кюрегян «Откуда на Руси берутся таланты. Рязанские корни Ю.Н. Холопова» – и уже опубликованы в развернутой статье (Бабий А.Н., Кюрегян Т.С. Юрий Николаевич Холопов и его рязанские корни // Научный вестник Московской консерватории. Том 13. Выпуск 3, сентябрь 2022. С. 448–473). Добавим, что архивные документы – фотографии, дипломы, справки – представлены в обширной экспозиции, которая разместилась в фойе Большого зала Консерватории.

Многогранность Холопова-ученого, широта и диапазон его музыкальных интересов были продемонстрированы и на музыкальных вечерах в Рахманиновском зале в программах Фестиваля «Музыкальные миры Ю.Н. Холопова».

Первый вечер (26 октября) был наполнен старинной музыкой: прекрасно выступили клавесинистки Екатерина Дмитриева и Ольга Филиппова, певица Мила Фраёнова. А под занавес на сцену вышел Иван Соколови «перебросил мост» в ХХ век: феерически исполнив пьесы Прокофьева, Шёнберга и несколько миниатюр своего сочинения.

Второй вечер (27 октября) украсило выступление хора ГМПИ им. Ипполитова-Иванова под управлением Владимира Красова; особенно запомнились сочинения Н. Сидельникова и Ю. Буцко в фольклорном русле. Ансамбль под руководством Натальи Гиляровой подхватил фольклорную линию: задушевно прозвучали песни Рязанской области (кстати, Юрий Николаевич весьма интересовался народным творчеством, в том числе своей малой родины). Во втором отделении на сцене разместился Ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова; за роялем – великолепная Мона Хаба, вокруг нее – виртуозы-инструменталисты. Были исполнены четыре очень разных, но весьма значительных сочинения, в том числе PostScriptum А. Вустина.

Фестиваль завершился 29 октября круглым столом. В конференц-зале собрались многие участники. Заседание, поначалу строгое и официальное, постепенно смодулировало в теплую дружескую встречу; очень приятны были речи Михаила Александровича Сапонова, Григория Ивановича Лыжова. Отдельную благодарность хочется выразить организаторам – Евгении Александровне Изотовой, Ольге Валерьевне Зубовой, Маргарите Ивановне Катунян и другим.

Фестиваль – от латинского festum – «праздник». Пожалуй, у всех участников Третьего международного фестиваля «Музыкальные миры Ю.Н. Холопова» осталось ощущение праздника. Было интересное, радостное общение, и в нашей памяти с новой силой возродился образ Учителя. Юрий Николаевич до сих пор незримо присутствует среди нас…

Григорий Рымко, преподаватель МГК

Фото предоставлены Центром современной музыки

Партнерство с EXEED

Авторы :

№1 (1393), январь 2023 года

Московская государственная консерватория им П.И. Чайковского и бренд EXEED 23 декабря заключили партнерское соглашение, в рамках которого в 2023 году будет реализован целый ряд проектов в поддержку классической музыки и талантливых молодых музыкантов.

Одним из первых проектов станет приобретение для фондов Московской консерватории редких музыкальных инструментов, таких как клавесин для факультета старинной и современной музыки, и орган-позитив, который в силу своей мобильности не только будет задействован в образовательном процессе, но и на концертах как в залах Консерватории, так и на других площадках страны.

Кроме того, в 2023 году будет учрежден конкурс на Специальную именную премию бренда EXEED для студентов Консерватории по специальностям фортепиано, струнные инструменты, духовые инструменты и вокал. Конкурс призван поощрить профессиональную деятельность талантливых молодых музыкантов и дать им больше возможностей для развития и самореализации. В состав жюри конкурса войдут музыканты с мировыми именами, преподаватели Московской консерватории, а председателем жюри станет народный артист России, скрипач Вадим Репин. Призовой фонд конкурса составит более 1 млн рублей.

«Московская консерватория является, без преувеличения, национальным достоянием нашей страны, – сказал директор EXEED Cars Rus Геннадий Баранов. – Мы очень рады, что теперь будем причастны к образовательному процессу и сможем внести свой вклад в становление музыкантов, которые совсем скоро станут звездами мировой сцены. Стремление превзойти себя и стремиться к большему – всегда было главной мотивацией EXEED. Это, безусловно, объединяет нас с теми амбициозными, творческими людьми, которых воспитывает лучший музыкальный вуз России».

«Внимание к молодежи – всегда приоритет в работе Московской консерватории. Взаимодействие с новыми партнерами вносит и новые возможности. Для нас большая честь, что бренд EXEED в лице директора Геннадия Баранова войдет в Попечительский совет Московской консерватории», – отметил ректор МГК Александр Соколов.

Фото Эмиля Матвеева

Погружение в мир знаменной монодии

Авторы :

№1 (1393), январь 2023 года

В стенах Московской консерватории проходит множество интересных мероприятий. Но в этом калейдоскопе событий старинная монодия все еще занимает довольно скромное место. Нечасто появляются в концертных программах знаменные, византийские и григорианские песнопения. Еще реже проходят обучающие лекции и мастер-классы. А ведь это та область, о которой подавляющее большинство консерваторцев не знает практически ничего! Да и вообще в России древняя церковно-певческая традиция остается достоянием лишь очень узкого круга специалистов. Поэтому возможность встретиться и пообщаться с подобными людьми кажется просто бесценной.

Ирина Старикова

Именно такой уникальный шанс предоставило нам в этом году студенческое научно-творческое общество, организовав ряд семинаров под названием «Страницы истории церковно-певческого искусства». Цикл объединил в себе две величайшие монодийные традиции – древнерусскую и византийскую. Экскурс в историю древнерусского пения провели ведущие специалисты в области русской музыкальной медиевистики: Вероника Юрьевна Григорьева (доцент кафедры регентования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат искусствоведения) и Даниил Алексеевич Григорьев (головщик храма Покрова в Рубцове).

Погружение в мир знаменной монодии началось с концерта, который состоялся 27 сентября в зале им. Н.Я. Мясковского. Выступил Хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции под руководством Даниила Алексеевича. Это уникальный коллектив, ведь, в отличие от других подобных ансамблей, хор не просто поет по крюковой нотации, но и придерживается архаической манеры интонирования, которая состоит в особом произношении текста, использовании подголосков и орнаментации. Тщательное изучение старообрядческих записей позволило исполнителям воссоздать знаменное пение в том виде, в каком оно дошло до наших дней в наиболее консервативных беспоповских общинах.

В своей программе коллектив постарался представить древнерусскую церковно-певческую традицию во всем ее многообразии. Прозвучали образцы столпового (гимн «Свете тихий»), путевого (стихера «Благовестит Гавриил»), демественного («Всяко дыхание») и большого («Таин еси») роспевов. При этом певчие показали весь спектр литургических жанров: стихера, кондак, ирмос, антифон, седален. Несколько песнопений (кондак Кресту, стихеры на стиховне, стихеры на хвалитех, задостойник) были посвящены отмечаемому в этот день празднику Воздвижения. Кульминацией же концерта стало редкое по красоте песнопение – «Трисвятое надгробное» с ремаркой «опекаловское». Интересным драматургическим решением было завершение программы задостойником и седальном «Иже крестом», ведь именно эти песнопения звучат обычно в конце самого богослужения. А чтобы слушатели не запутались во всем разнообразии песнопений, Вероника Юрьевна давала краткие комментарии к каждому исполненному произведению.

Через неделю после концерта (6 октября) состоялся научно-практический семинар. Благодаря полученному интонационному опыту, участники уже были подготовлены к освоению теоретической части. Лектор рассказала об основных периодах развития древнерусской традиции, затронула разные виды нотаций и певческие стили. Важнейшие положения доклада Вероника Юрьевна иллюстрировала пением (совместно с Даниилом Алексеевичем и их ученицей – Елизаветой Стариковой). Среди наиболее интересных примеров были – своеобразный в ладовом отношении ирмос 3-го гласа «Яко виде Исаия» и сложное редко исполняемое песнопение «Достойно есть кирилловское».

Хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции

Воодушевление, которое вызвал древнерусский семинар, побудило организаторов провести аналогичное мероприятие, посвященное византийской традиции. Византийский семинар – событие действительно уникальное, поскольку профессиональных исследователей-византинистов в России крайне мало, буквально единицы. К нашему большому счастью, такой редкий и ценный специалист работает у нас: научный сотрудник Научно-творческого центра церковной музыки Московской консерватории, кандидат искусствоведения Ирина Владимировна Старикова согласилась поделиться своими знаниями и опытом, рассказать об истории византийского певческого искусства.

Семинар состоял из двух частей. В первой лекции, которая прошла 30 ноября, Ирина Владимировна очертила основные вехи развития византийского церковного пения, начиная с X века и вплоть до современности. Она познакомила слушателей с важнейшими персоналиями византийской певческой традиции: Иоанном Кукузелисом, Ксеном Коронисом, Иоанном Гликисом и др. Особенно впечатлили участников увлекательные истории о жизни и творчестве величайшего византийского мелурга Петра Пелопонесского.

На примере из рукописных источников лектор показала, как развивалась и изменялась византийская нотация на протяжении столетий, а также затронула актуальнейшую проблему ее прочтения и интерпретации. Кроме того, докладчица осветила ряд интереснейших и малоизвестных фактов, таких как: существование византийского двухголосия и образцов византийских стихер со славянским текстом в греческой транслитерации.

Вторая часть семинара состоялась 7 декабря и была посвящена ключевой системе византийского пения – осмогласию. Это едва ли не самая трудная из всех тем византийской теории. Она заслуживает отдельного цикла лекций, но даже за одну встречу участники смогли узнать много нового и полезного. Лектор рассказала об основных составляющих византийских гласов, объяснила, что такое ихимы и мартирии и как они работают. Используя «колесо» Иоанна Кукузелиса, участники научились находить основные тоны каждого гласа. 

Особенно интересно было разобраться в гласовых разновидностях, ведь оказалось, что, кроме всем известных автентических и плагальных, существуют также медиальныедифоническиепарамедиальные и параплагальные гласы. Установление взаимосвязей между ними стало увлекательнейшей зарядкой для ума. Иллюстрируя ладовые и звукорядные особенности гласов, Ирина Владимировна спела осмогласник Успению «Богоначальным мановением» (песнопение, в котором задействованы все 8 гласов. – Прим. К. К.) в мелодической редакции Петра Пелопонесского.

Семинар оказался очень живым и динамичным, слушатели принимали активное участие, вступая в диалог с лектором и задавая интересующие их вопросы. Кроме того, у желающих была возможность спеть исократиму(выдержанный тон. – Прим. К. К.), прочувствовав красоту византийских песнопений изнутри.

К сожалению, как на древнерусский, так и на византийский семинары пришло не так уж много людей. В основном это были студенты Консерватории разных специальностей, но присутствовали также и учащиеся других вузов. Чрезвычайно любопытно было услышать их отклики, чтобы понять, насколько востребована эта тема и вызывает ли она интерес у молодежи. Как оказалось, мероприятия произвели на всех без исключения неизгладимое впечатление.

Вероника Григорьева, Елизавета Старикова, Даниил Григорьев

Итак, слово участникам-студентам:

Наталья (МГК): «Рада, что смогла попасть на оба семинара. И Вероника Юрьевна, и Ирина Владимировна очень интересно рассказывали об истории и теории знаменного и византийского пения, исполняли множество музыкальных примеров. Я очень увлеклась обоими рассказами: все записывала, стараясь не пропустить ни единого слова, а по окончании семинаров стала искать ансамбли, которые исполняют знаменную и византийскую музыку, долго осмысляла (и продолжаю осмыслять) информацию. Особенно меня вдохновило знаменное пение, которое я теперь осваиваю с настоящим упоением, хоть и делаю пока только первые шаги в этом деле. Очень надеюсь, что подобные мероприятия еще состоятся в Консерватории, и что ими заинтересуется больше людей».

Полина (МГК): «Мне запомнилось, что семинары проходили в доброжелательной атмосфере, было взаимодействие со слушателями, включение всех в мыслительный процесс и работу. Мне понравилось, что в пение тоже все были включены».

Матвей (МГК): «Прошедший семинар по византийскому пению оставил неизгладимое впечатление! Благодаря замечательному лектору Ирине Владимировне Стариковой, я погрузился в историю развития культуры византийского пения. Особенно приятно было услышать образцы византийского пения в исполнении лектора, и даже поучаствовать в них в качестве исона. Искренне надеюсь, что подобных конференций будет еще огромное количество».

Полина (МГК): «Я посетила три семинара, посвященные древнерусской и византийской певческим традициям. Радует, что каждый из семинаров состоялся, поскольку в Консерватории спецкурс по византийскому и древнерусскому певческому искусству есть только у музыковедов, а на такие лекции-семинары могли прийти все желающие. Самое ценное – это звучавшее во время семинаров пение. Познакомиться с историческим контекстом и теоретическими системами певческих традиций, безусловно, важно и очень интересно, однако гораздо нагляднее, когда вся информация подкрепляется примерами из византийских и древнерусских песнопений».

Яна (ПСТГУ): «Очень вдохновил семинар! Удалось прикоснуться к истории богатейшей певческой традиции. Если иконопись зовется «богословием в красках», то византийские песнопения, без сомнения, можно назвать богословием мéлоса (др.-греч. μέλος). В целом, узнала для себя очень много нового – три часа пролетели незаметно».

Варвара (ГУУ): «Семинар «Византийское осмогласие» приоткрыл для меня дверь в мир византивистики. Ирина Владимировна Старикова – человек с горящими глазами, очень живо и ярко рассказывала. Было очень интересно!»

Кулизма Крюкова, студентка НКФ, музыковедение

Фото Анастасии Хлюпиной

Творческий старт молодых музыкантов

№1 (1393), январь 2023 года

C 16 по 21 ноября в Москве прошел Международный конкурс клавесинистов имени А.Е. Майкапара. Конкурс учрежден РАМ имени Гнесиных в память о выдающемся музыканте и просветителе Александре Евгеньевиче Майкапаре и входит в международную конкурсную серию, которую курирует кафедра органа и клавесина Академии.

Клавесинный конкурс имени Майкапара состоялся впервые, в дальнейшем его планируется проводить каждые два года. Его формат необычен: из двух туров один играется в виде тридцатиминутной свободной программы, которую выбирает сам участник. У молодых музыкантов появляется возможность обозначить свои артистические предпочтения, продемонстрировать умение составить интересную программную концепцию. Помимо довольно значительных призов (первая премия составляет 150 тысяч рублей, вторая – 75 тысяч и третья – 50 тысяч) победители получают возможность выступлений в РАМ имени Гнесиных, в концертном комплексе «Зарядье» и ряде городов России.

В состав жюри вошли выдающиеся музыканты, представляющие основные российские центры клавесинного исполнительства в Москве, Петербурге, Казани, Новосибирске: заслуженный артист России, заведующий кафедрой органа и клавесина РАМ им. Гнесиных, профессор А.В. Фисейский (председатель жюри), профессор кафедры органа и клавесина РАМ имени Гнесиных О.А. Филиппова (заместитель председателя жюри), народный артист России, профессор А.Б. Любимов, профессор кафедры органа и клавесина МГК имени Чайковского Т.А. Зенаишвили, зав. кафедрой органа, клавесина и арфы КГК имени Н.Г. Жиганова, профессор Е.В. Бурундуковская, профессор кафедры специального фортепиано НГК имени М.И. Глинки, солистка ансамбля ранней музыки Insula magica А.П. Недоспасова.

Важнейшей целью и задачей конкурса в нынешнем году стала консолидация сил российского клавесинного искусства. Помимо основных прослушиваний в рамках конкурсной программы состоялось еще несколько важнейших мероприятий: концерт-открытие памяти А.Е. Майкапара в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых, круглый стол по проблемам современного клавесинного исполнительства, презентация инструмента российского мастера А.П. Баюнова.

Прослушивания проходили в Музыкальной гостиной Дома Шуваловых и Гнесинском зале на Поварской. По результатам предварительного отбора до конкурсных состязаний были допущены 16 участников, 10 из них прошли на второй тур. Уровень конкурсантов был чрезвычайно высоким, поражала не только отточенность профессиональных навыков, но и зрелость, самостоятельность мышления, артистическая воля и сценическое обаяние молодых музыкантов.

Жюри так и не удалось выбрать лишь троих победителей, в итоге их оказалось пять. Третью премию разделили выпускник ФИСИИ МГК Николай Мартынов (класс проф. О.В. Мартыновой) и выпускница РАМ имени Гнесиных, петербурженка Маргарита Еськина (класс проф. О.А. Филипповой). Игра Николая Мартынова поразила точностью, продуманностью исполнения и сдержанным артистическим аристократизмом, особенно убедительным в ранней английской музыке. Маргарита Еськина сделала акцент на итальянском стиле, продемонстрировав блестящее владение разными жанрами и фактурными приемами итальянской музыки различных периодов. Исполнительница усложнила себе задачу тем, что единственная из всех конкурсантов использовала оба предложенных инструмента – концертный двухмануальный клавесин Бицци и верджинал-оттавино – реплику мастера Н.Н. Полоскова по фламандскому оригиналу 1593 года.

Вторую премию раздели студентки ФИСИИ Ольга Давнис (класс проф. О.В. Мартыновой) и Софья Азен(класс доц. А.А. Кореневой; Софья также обучается клавесину в РАМ имени Гнесиных по программе профессиональной переподготовки в классе проф. О.А. Филипповой). О. Давнис, этим летом ставшая победительницей Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге в номинации «фортепиано», и в клавесинном амплуа проявила себя блистательным интерпретатором баховской музыки. А С. Азен поразила яркостью, эмоциональностью и живой театральностью игры – не случайно ее концертная программа второго тура называлась «Картинки с выставки». Николай Мартынов и Ольга Давнис были также удостоены специальных премий жюри: Н. Мартынов за выдающееся исполнение сочинения Дж. Фарнеби, а О. Давнис – за лучшее исполнение произведений И.С. Баха.

И, наконец, первый приз завоевала ассистент-стажер кафедры органа и клавесина МГК имени П.И. Чайковского Анастасия Егоренкова (класс проф. Т.А. Зенаишвили). В ее игре сочетались профессиональная зрелость, великолепное владение инструментом, богатейшая звуковая палитра, прекрасное понимание стиля исполняемой музыки. И хотя на высоком профессиональном уровне была исполнена вся программа, особенно запомнилась французская музыка.

В заключение хотелось бы сердечно поздравить участников, победителей и их педагогов и выразить надежду, что Международный конкурс клавесинистов имени А.Е. Майкапара сможет дать прекрасный творческий старт молодым музыкантам, выбравшим для своей профессиональной деятельности столь изысканное и необычное направление.

Олег Андреев, собкор «РМ»

Фото Глеба Михайлова и Нины Шубиной

Болеслав Яворский: презентация в «Нелектории»

Авторы :

№1 (1393), январь 2023 года

Недавно в музыкальном мире произошло значимое событие. Силами Московского издательства «Композитор» и Российского музыкального союза состоялось переиздание и перевод на английский язык «Строения музыкальной речи» Болеслава Яворского (1877–1942– одного из самых оригинальных отечественных теоретических трудов начала XX века. Презентация прошла 21 ноября в узком кругу профессионалов. Одновременно она ознаменовала открытие нового пространства фирмы «Мелодия», которое называется «Нелекторий» (по аналогии с одноименным проектом Союза композиторов России) и предназначено для событий нелекционного формата.
Карина Абрамян

Будничным вечером, недалеко от центра Москвы собрались неравнодушные к судьбе отечественного музыкально-теоретического наследия. Публика была совсем немногочисленная (под стать месту) и состояла преимущественно из композиторов, музыкальных журналистов и музыковедов разных поколений – от профессоров вузов до студентов.

Обстановка была удивительно живой и неформальной. Ожидалось что-то вроде «мини-конференции», а получилось почти семейное собрание единомышленников. Выступающие не были отделены стеной от публики, и каждый из присутствующих был равноправным участником этого камерного действа. Вероятность не встретить знакомого в и так малочисленном сообществе интересующихся была крайне невысокой. Поэтому гости собрались перед началом самой презентации немного заранее, а после ненадолго остались, чтобы пообщаться.

Отдельно стоит рассказать о самом пространстве. Оно разделено на две части. В первой можно свободно перемещаться и разговаривать, а вторая отведена под небольшой концертный зал – с отреставрированным роялем Estonia и лежащим рядом дагестанским винтажным ковром, на который участники ступали как на сцену. На стенах развешены фотопортреты известных музыкантов, самые значимые фигуры эпохи: это выставка фотографа Виктора Ахломова, подготовленная совместно с Союзом композиторов.

После дружеского общения началась официальная часть: несколько речей и музыкальный подарок. Речи были больше похожи на диалог – знающая публика чутко реагировала на слова выступающих. Генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян представила и «Нелекторий», и «Строение музыкальной речи», и саму встречу. «У нас нет формата. У нас собрались люди, которые понимают о чем речь, и мне очень важно, что именно сегодня, в этой аудитории, с этими людьми мы открываем эту историю».

Пётр Поспелов

Затем к гостям обратился композитор, шеф-редактор издательства «Композитор» Пётр Поспелов. «Я воспитывался на том, что авангардист должен отрицать все предыдущее; что следующий этап отрицает то, что было до него. Но есть люди, которые счастливым образом являются связующими фигурами, которые объединяют эпохи и дарят преемственность». По словам П. Поспелова, таким человеком был Болеслав Яворский: он создал новую теорию музыки, не порывая с предыдущей. «Он разбирался в физике и математике, что сказалось на его теории – подчеркнул композитор. – Он объединил разные города, в которых жил. И теперь мы хотим, чтобы он стал всемирным  для этого его книга будет распространяться среди англоязычной аудитории тоже». П. Поспелов рассказал и об Ильдаре Ханнанове – редакторе, комментаторе и переводчике издания, который не смог присутствовать на презентации. А также – о планах издательства на 70 двуязычных книг, в ряду которых «Строение музыкальной речи» Яворского станет первой.

Ярослав Тимофеев – музыковед, лектор и главный редактор журнала «Музыкальная академия», – дал обширную историческую справку о самом Яворском и его жизни, поведал о его месте в музыковедении и подчеркнул, что хотя мы и хотим познакомить западную публику с Яворским, нам самим не мешало бы с ним познакомиться. А новое издание Ярослав прокомментировал так: «Главное завоевание моих уважаемых коллег это то, что теперь у нас есть доступный уртекст Яворского, причем билингвальный. И вместе с уртекстом выведен контекст  это и архивные материалы в огромном количестве, и еще более огромные комментарии Ильдара Ханнанова. На самом деле эта книжка представляет собой дуб, выросший из желудя».

В завершении вечера открылась еще одна грань дарования Яворского – композиторская. Его «Три песни Мориса Метерлинка» исполнили участница Молодежной оперной программы Большого театра Анна Юркус и пианистка Екатерина Вашерук. После этой «маленькой торжественной мессы» (по словам Я. Тимофеева) к единственному экземпляру «Строения музыкальной речи» выстроилась очередь. Все хотели полистать или хотя бы подержать в руках раритетный том. Приятный сюрприз для поклонников Яворского: всем участникам встречи была выслана PDF-копия. Бумажную версию книги можно приобрести на официальном сайте издательства «Композитор».

Дана Денисова, студентка НКФ, музыковедение

Фото Вероники Скворцовой

«Молодые звезды» поехали в Казань

Авторы :

№1 (1393), январь 2023 года

Мощным финальным аккордом региональной музыкально-образовательной программы «Молодые звезды Московской консерватории» в уходящем году стала поездка в столицу Республики Татарстан – старинный город Казань. 2–4 декабря студенты и педагоги Московской консерватории с большим удовольствием посетили Казанскую государственную консерваторию им. Н.Г. Жиганова, выступили в Государственном Большом концертном зале им. С. Сайдашева и в Казанском детском хосписе.

Программа поездки получилась очень насыщенной. В нее вошла масса интересных, познавательных творческих встреч и активностей. Студенческая часть консерваторской делегации сразу после самолета начала свой марафон событий с Круглого стола двух студенческих активов – Московской и Казанской консерваторий, на котором студенты обменивались опытом, ставили новые задачи и намечали перспективы на будущее. Руководитель студенческого совета МГК Анжела Клевич заряжала своей энергией и количеством идей по сплочению студентов из разных городов.

В это время педагоги Московской консерватории дали серию мастер-классов. Ярким событием стал мастер-класс по вокалу доцента кафедры сольного пения Е.И. Скусниченко. Зал был полон слушателей, которые до последнего не хотели отпускать выдающегося педагога. Особой радостью для Екатерины Игоревны стала встреча со своей выпускницей, прекрасной певицей и преподавателем Казанской консерватории Айсылу Сальмановой. А ассистент кафедры медных духовых и ударных инструментов МГК Никита Токарев с большим успехом провел мастер-класс по трубе в Средней специальной музыкальной школе Казанской консерватории.

Днем в Казанском детском хосписе состоялся новогодний интерактивный концерт Благотворительной программы «Консерватория – детям». Участники концерта Александра Будо (автор-ведущая, виолончель), Полина Борисова (скрипка) и Тамара Еприкян (фортепиано) представили детской аудитории музыкальную историю про новогодние приключения Лесовичка.

В Малом зале Казанской консерватории выступили студенты, выпускники и педагоги двух консерваторий. Концерт был посвящен Международному дню инвалидов. В программе концерта прозвучали всеми любимые произведения. Ведущая А. Клевич рассказывала публике интересные факты о произведениях, что вдохновляло публику. Прозвучали пьесы из фортепианного цикла «Времена года» Чайковского в исполнении Тамары Еприкян. Картинки из русской жизни композитора были дополнены эпиграфами из стихов русских поэтов. Прекрасную «Сюиту в старинном стиле» Шнитке исполнили Полина Борисова и Тамара Еприкян. Несхожие по характеру пьесы проиллюстрировали разные образы, пейзажи, которые предстали перед слушателем в виде спектакля «инструментального театра». Нежный «Лебедь» Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» в исполнении Александры Будо и Юлии Куприяновой (фортепиано) покорил сердца многих слушателей. Прозвучала и современная композиция А. Визутти – А. Сергунина «Каскады» в исполнении Никиты Токарева (труба) с Тамарой Еприкян (фортепиано). Самым душевным номером концерта стало выступление Екатерины Скусниченко(сопрано) с Юлией Куприяновой, которые исполнили сочинения М. Таривердиева из популярного фильма «Ирония судьбы»: «Мне нравится», «У зеркала», «Я спросил у ясеня». Эти знаменитые песни вместе с исполнителями про себя пели все. В заключение концерта в исполнении выпускниц Казанской консерватории Анны Фунтиковой и Екатерины Михайловой прозвучали произведения Баха и польского композитора XX века Витольда Лютославского.

Завершилась программа поездки роскошным концертом в Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева – жемчужине музыкальной жизни Казани. Камерный хор Московской консерватории под руководством профессора А.В. Соловьёва прибыл поздравить Камерный хор Татарстана и его художественного руководителя, народную артистку Татарстана Миляушу Таминдарову с 15-летним юбилеем. На сцене прозвучало множество поздравлений. Исполнительный директор программы «Молодые звезды МГК», доцент Я.А. Кабалевская зачитала поздравление ректора Московской консерватории – профессора А.С. Соколова. С теплыми пожеланиями выступили татарские композиторы Рустем Зарипов и Эльмир Низамов, а также профессора Московской Консерватории Александр Соловьёв и Евгения Кривицкая. В первом отделении прозвучали сочинения русских и татарских композиторов, среди которых казачий романс «Не для меня», народные татарские песни в исполнении Алины Шарипжановой, патриотические попурри, «И снова жить начну» Сергея Екимова. Мощный дирижерский темперамент Миляуши Таминдаровой не оставил равнодушным никого из слушателей, зал буквально взрывался аплодисментами после каждого номера. Творческий союз двух камерных хоров – Казанского и Московского, – предстал очень гармоничным.

Второе отделение воспринималось еще ярче первого: прозвучали шлягер «Пиф-паф» Максима Дунаевского, популярная «Аллилуйя», теплая композиция Рустема Яхина «Оныта алмыйм». Завершился творческий вечер сочинением Константина Орбеляна «Сто часов счастья» в исполнении самой М. Тамидаровой. В музыке и словах композиции слушатели ощутили тепло, чувство благодарности и любви ко всем окружающим и присутствующим в зале.

Музыкально-образовательная программа «Молодые звезды Московской консерватории» завершилась на следующий день обзорной экскурсией по морозному, но согревающему сердца, городу Казани!

Луиза Плетнева, студентка НКФ, музыковедение

Фото Эмиля Матвеева