Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Незабываемый вечер

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

18 февраля в Малом зале консерватории состоялся концерт памяти замечательного музыканта. Народного артиста России, профессора Владимира Александровича Соколова (1936–1999). Не часто в одном человеке сочетается педагогический дар и исполнительский талант. Владимир Александрович был выдающимся кларнетистом, солистом Госоркестра, выступал с сольными концертами, записал огромное количество СD. Его выступления всегда получали высочайшую оценку известных музыкантов. Педагогическая работа Соколова в Московской консерватории, ЦМШ и ГУДИ отмечена многочисленными победами его учеников на Международных конкурсах, среди которых Ю. Бабий, Е. Петров, Б. Пурыжинский, А. Богорад, М. Безносов, А. Дреслер.

Уроженец маленькой деревни на Севере республики Коми, юный музыкант, окончив музыкальное училище в Сыктывкаре, приехал в 1954 году в Москву, где был принят в консерваторию в класс профессора А. Г. Семенова, а затем продолжил учебу у А. В. Володина. Участвуя в исполнительских конкурсах, Соколов стал Лауреатом в Вене и Ленинграде.

В переполненном зале собрались почитатели таланта Мастера – ученики, друзья, коллеги. Председатель общества кларнетистов имени В. А. Соколова, профессор Р. О. Багдасарян зачитал письмо от дирекции Большого театра России, в котором была выражена благодарность организаторам вечера. Коллега по Госоркестру скрипач Р. Бушков поделился своими воспоминаниями о Соколове.

В программе вечера, интересно выстроенной, наряду с сочинениями для кларнета прозвучали произведения для других инструментов. Открыл концерт Евгений Петров, работавший ассистентом Владимира Александровича. Он прекрасно исполнил «Посвящение Де Фалья» Ковача для кларнета соло, «Меркуцио» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева с Татьяной Тарасевич и I часть Квинтета Брамса с Квартетом им. Д. Шостаковича. Юрий Лоевский и Вера Часовенная вдохновенно сыграли Сонату для виолончели и фортепиано Дебюсси и «Вокализ» Рахманинова. Любовь Тимофеева посвятила Соколову «Грезы любви» и Концертный этюд Листа.

(далее…)

Он был нацелен на благо отечества

№ 2 (1224), март 2004

Владимир Васильевич Протопопов скончался утром 18 февраля 2004 года. Менее пяти лет оставалось до его столетнего юбилея, которого мы все желали. И не без оснований. Хотя сердце его уже уставало больше, чем у молодого человека, оно до самого конца было юным. Владимир Васильевич до последних дней занимался, не покладая рук, и физически, и как музыкант, как исследователь.

Труд его был размеренным и тщательным, интенсивным и плодотворным. Он был нацелен на благо отечества, отечественной культуры и музыки.

Владимир Васильевич – в последний год редко бывал на заседаниях кафедры, но он всегда незримо присутствовал на ней как настоящий патриарх – патриарх музыкознания. Сказать – теоретического музыкознания было бы не совсем точно. В его интересах, в его работах всегда сочетались самые разные стороны мысли о музыке. И он конечно, был не только теоретиком, но и историком, Об этом говорят, в частности, его совместные работы с Тамарой Николаевной Ливановой.

Владимир Васильевич – ученый с точным складом ума, потрясающей памятью на факты, даты, людей, на музыку. Музыковедческие работы его всегда были востребованы жизнью. Музыкантами – композиторами, критиками, исследователями, и, что очень важно и показательно, – нашими замечательными исполнителями, мастерами хорового искусства, дирижерами исполнителями камерной музыки.

(далее…)

Жизнь… Музыка… Честь…

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

Это предисловие к уже готовой книге должно было быть написано в кратчайший срок, чтобы тот, кому она посвящена, тяжело больной, смог еще увидеть собранный в целое материал. Мы не успели. Алексея Александровича не стало. Осталась его музыка и эта книга о ней и о нем…

Память уносит в далекие 50-е уже прошлого века. Тогда вместо привычной сегодня всем «тройки»: Денисов – Губайдулина – Шнитке знали другую: Эдисон Денисов – Алексей Николаев – Александр Пирумов – очень молодые композиторы, друзья, однокашники, близкие по духу и музыкальным вкусам. Но и разные. И судьбы их в искусстве разделились. Экспансивный Денисов стал одним из лидеров мирового авангарда, жадно погружаясь в кипучие волны необузданных экспериментов. Медлительный Пирумов и упорный Николаев продолжали развивать свое. Они оставили разное наследие; оценки впереди, но суждения предварительные, приближенные – мы вынашиваем сегодня.

Алексей Александрович Николаев рос в высокоинтеллигентной семье и, казалось, с детства его путь – в музыку. Он и пришел в нее, но после гуманитарного образования в Московском университете. Я и сейчас помню его светлый юношеский квартет, который был тем зерном, от которого потянулись ветви творчества Николаева, в котором проявились его характерные черты, узнаваемые в дальнейшем.

За его немалую и очень продуктивную жизнь музыка шла потоком, он писал во всех жанрах – от опер до детских пьес, кругозор его был чрезвычайно широк, фантазия часто неожиданна и парадоксальна, плодовитость завидна.

Он был художником гармоничного склада, то есть видел и слышал в искусстве и сам искал прежде всего красоту, ясность, свет и присутствие человеческого духа. Его целью было общение с широкой аудиторией на понятном ей языке.

(далее…)

«Концерт для будущего с оркестром»

№ 2 (1224), март 2004

Завершился II ежегодный всероссийский музыкальный фестиваль «Молодёжные Академии России», который проходил в Казани (29–31 января), в Екатеринбурге (1–3 февраля) и в Москве (27–29 февраля). Главной идеей этого некоммерческого проекта стало знакомство широкой публики с незаурядными талантливыми музыкальными личностями. Художественный руководитель Фестиваля профессор А. В. Чайковский в своем обращении сказал: «Хочется верить, что с каждым годом голос молодых композиторов и исполнителей, которых мы приглашаем на фестиваль будет все громче и увереннее. Мне радостно, что и политики самого высокого ранга, и элита российского бизнеса осознают необходимость этих перемен и помогают нашим начинаниям.

Широкая поддержка со стороны правительства, учреждений искусств, коммерческих компаний и средств массовой информации свидетельствуют о возрастающем интересе современного общества к культуре, к происходящему сегодня в музыкальном мире. Таким важным событием в культурной жизни страны явился и этот фестиваль.

Современный мир диктует свои правила игры и устанавливает свои законы, зачастую противоречащие исторически накопленному культурному опыту. Возникает абсурдная мысль: неужели после тысячелетнего развития музыкальной культуры от монументальных мастеров Средневековья, через гениев немецкой музыки, великих романтиков и экспериментаторов эпохи авангарда музыкальное развитие закономерно (?!) сменилось поколением MTV и музыкой для автомагнитол?!!

Прошедший фестиваль показал, что настоящая музыка действительно развивается. На музыкальном небосклоне появляются новые звёзды, противореча мнениям скептиков о том, что музыка после Денисова и Шнитке умерла, что наступил конец эпохи композиторов, исполнителей, слушателей. Фестиваль продемонстрировал и наличие новых талантливейших идей, и остроту, актуальность взгляда молодых музыкантов на искусство, и огромный профессионализм композиторов и исполнителей. Молодые ребята, среди которых большинство – студенты Московской, Санкт-Петербургской, Казанской консерваторий, стали главными героями зимнего сезона культурной жизни трёх городов России.

(далее…)

Вечер третий

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

11 марта состоялся третий концерт цикла «Пять хоровых вечеров Бориса Тевлина». В этот раз звучали произведения зарубежных композиторов XIX–XX столетий. Имена признанных классиков как всегда чередовались с фамилиями мастеров, широкой публике малоизвестных. В первом отделении прозвучали сочинения английских и скандинавских композиторов, причем почти все звучали в России впервые. Британия была представлена именами Ч. Стэнфорда (1852–1924), Э. Элгара (1857–1934) Дж. Тавенера (р. 1944). Венгерский композитор М. Зайбер (1905–1965) по сути также принадлежит к английскому «культурному слою», прожив в Великобритании последний, творчески наиболее продуктивный период своей жизни. Из скандинавской музыки, наряду с дивной молитвой Эдварда Грига «Ave maris stella», профессор Тевлин выбрал для исполнения произведения двух шведов – В. Стенхаммара (1871–1927) и нашего современника Я. Сандстрёма (р. 1954), чья «стереофоническая» «Gloria» с солирующим вокальным октетом стала яркой кульминацией отделения.

В первом отделении на сцене отсутствовали станки – их заменял длинный ряд стульев, поставленных полукругом, а профессор управлял хоровым пением лицом к слушателям. Сидящие вместе певцы должны были теперь сами чувствовать и «вести» музыку, а дирижер – слегка «корректировать» общее звучание и напоминать о деталях собственного ви́дения произведения. Романтическая хоровая фактура, основанная преимущественно на гармонических вертикалях, стала звучать необычайно компактно и слитно, «по-оркестровому». Другой аспект «тевлинской революции» – психологический. Каждый артист хора выступал как настоящий солист. В результате при сохранении прозрачной легкости тона рельефнее зазвучали индивидуальные тембры, музицирование стало еще более одухотворенным и гибким.

(далее…)

Новая вершина

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

Ярким событием в музыкальной жизни Москвы стал концерт Камерного хора Московской консерватории из цикла «Пять хоровых вечеров Бориса Тевлина», состоявшийся в Большом зале. Под управлением профессора Бориса Тевлина прозвучал цикл С. Танеева из 12 хоров a cappella для смешанных голосов на слова Я. П. Полонского, ор. 27.

Столь монументальных, серьезных и объединенных в большую композицию светских сочинений для хора до С. И. Танеева не существовало. Став признанной вершиной русского хорового письма, этот цикл крайне редко исполняется целиком из-за своей сложности. Три тетради этого цикла, созданные в 1909 году, посвящены композитором любительскому хору Пречистенских рабочих курсов. В пятиголосных хорах второй тетради, особенно в хоре «Прометей», сконцентрирована едва ли не главная особенность цикла — мощное использование полифонических средств. Тройная пятиголосная фуга с совместной экспозицией, пример непревзойденной полифонической техники С. Танеева, требует такого же высокого мастерства от исполнителей и Камерный хор его продемонстрировал. В третьей тетради композитором очень эффектно реализована идея многохорности, антифонного хорового звучания. Надо отдать должное исполнителям, которые передали всю палитру эмоциональных перевоплощений различных образных сфер.

(далее…)

Ученый совет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

Председатель – ректор, проф. А. С. Соколов, зав. кафедрой теории музыки

Проф. В. Г. Агафонников

Проф. Т. А. Алиханов, зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета

Проф. И. К. Архипова

Проф. Р. О. Багдасарян

Проф. Ю. А. Башмет, зав. экспериментальной кафедрой альта

А. В. Богданова, зав. научно-аналитическим отделом

Проф. А. З. Бондурянский, проректор, зам. председателя УМО музыкальных вузов Министерства культуры

Проф. Е. М. Ботяров, зав. кафедрой инструментовки

(далее…)

Рояль и VISA

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

В сентябре прошлого года компания VISA INTERNATIONAL, известная во всем мире своими кредитными картами, вошла в число спонсоров Московской консерватории. Проект, который осуществляется под ее патронажем, представляет собой программу по восстановлению семи концертных роялей, большинство из которых пострадали от пожара в декабре 2002 г. Восстановление роялей – это, в первую очередь, покупка запасных частей. Поэтому немецкой фирме «Baumgartel» было заказано семь полных комплектов запасных частей (от рояльных молоточков до педалей и рояльных фигур), которые благополучно прибыли в Москву в конце декабря. В настоящее время Алексей Кравченко и его сотрудники (клавишная мастерская МГК) заканчивают реставрацию первого рояля. В дальнейшем они планируют восстанавливать по одному роялю в месяц. А это значит, к сентябрю – октябрю 2004 года Консерватория получит семь, если не новых, то, по крайней мере, полностью восстановленных инструментов. Нужно отметить, что такое восстановление позволяет инструменту служить еще долгие годы.

14 ноября 2003 г. в Консерватории состоялась встреча генерального директора компании VISA Лу Наумовского и менеджера по маркетингу Александра Чеглакова с ректором МГК А. С. Соколовым, проректорами МГК проф. Е. Г. Сорокиной, А. В. Зуевым и деканом фортепианного факультета Е. И. Кузнецовой. На встрече за шампанским и пирожными обсуждались различные вопросы, представляющие взаимный интерес, было поднято немало тостов. Вскоре после этого, 11 декабря 2003 г., прошло специальное предновогоднее мероприятие для сотрудников компании VISA и ее банковских клиентов. Компания VISA великолепно украсила конференц-зал и Рахманиновский зал, а после фуршета Консерватория порадовала гостей прекрасным концертом, на котором выступали замечательные молодые пианисты, камерные ансамбли и Камерный хор МГК.

(далее…)

Конференция

№ 2 (1224), март 2004

24 февраля 2004 года в Рахманиновском зале состоялось общее собрание (Конференция) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся, на которой была принята новая редакция Устава Московской консерватории и был избран новый состав Ученого совета консерватории с полномочиями на следующие пять лет.

В соответствии с Уставом Московской консерватории Конференция, в состав которой входят члены Ученого совета и делегаты от структурных подразделений, является высшим органом управления консерватории и призвана решать все главные вопросы, регулирующие деятельность вуза. Ее созыву предшествовала большая подготовительная работа – решение Ученого совета о созыве Конференции, проведение выборов делегатов от факультетов, межфакультетских кафедр, структурных подразделений и обучающихся в соответствии с Положением о порядке выдвижения и избрания делегатов и квотами количества делегатов, определенными Ученым советом.

Необходимость принятия новой редакции Устава была вызвана тем, что приказом Министерства образования Российской Федерации № 4549 от 10 декабря 2003 года был установлен более высокий аккредитационный статус Московской консерватории – «университет». Ранее консерватория имела официальный аккредитационный статус «институт». После регистрации новой редакции Устава она будет именоваться следующим образом: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (университет) «Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского».

(далее…)

Наш ректор – Министр культуры и массовых коммуникаций. Поздравляем!

Авторы :

№ 2 (1224), март 2004

– Дорогой Александр Сергеевич, глубокоуважаемый господин Министр!
Мне очень приятно поздравить Вас с высоким назначением от имени всего коллектива Московской консерватории. С того момента как во вторник 9 марта об этом было объявлено публично, по телевидению и радио, вся консерватория пребывает в большом волнении. Но чувство гордости, которое мы все, естественно, испытываем, окрашено тревогой. В последнее время наметились важные сдвиги, но мы пока находимся в самом начале пути серьезных преобразований, начатых Вами. Что будет с ними? Кто их продолжит?

– Я, естественно, стараюсь позаботиться о таком переходном периоде. Он необходим Консерватории для того, чтобы, во-первых, не сбиться с темпов тех преобразований, которые у нас, слава Богу, уже стали получаться. Во-вторых, в спокойной обстановке решить вопрос о кандидатуре будущего ректора, подготовить, соответственно, конференцию. На это понадобится определенное время. Учитывая все это, я обратился с просьбой к премьер-министру Михаилу Ефимовичу Фрадкову о продлении моих полномочий в качестве ректора до начала следующего учебного года.

– Она удовлетворена?

– Я сейчас говорю о предварительном согласовании. Если получу подтверждение, то это означает, что мы действительно будем иметь возможность без суеты, без нервотрепки взвесить все проблемы, обсудить их совместно. Я буду проводить заседания Ученого совета, буду курировать те проекты, которые связаны с реконструкцией консерватории и со строительством оперного театра – то есть возьму на себя самые масштабные вопросы. И, думаю, что названного времени достаточно для того, чтобы определить дальнейшую жизнь консерватории.

– Имя возможного будущего ректора уже известно, или это еще предмет для размышлений?

– Разумеется это предмет для размышлений! Потому что ректора определяет конференция. Перед этим будут предложения, здесь могут быть любые предложения, закон это позволяет. У нас еще свежи в памяти все эти процессы, поэтому лишний раз объяснять как это делается никому не надо.

(далее…)