Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Во имя искусства!

Авторы :

№ 5 (1227), сентябрь 2004

В последнее время деятельность «Ассоциации органистов России» почти полностью сошла на нет. Быть может, нужна новая организация, которая бы функционировала в этой области музыкального искусства?

Еще в середине февраля в Москве состоялась конференция, на которую съехались многие органисты. Цель конференции — создать «Российский творческий Союз органистов». Для его создания было необходимо принять Устав. Сразу утвердить все документы не удалось, потребовалось некоторое время. Специально для этого был создан сайт в Интернете, где все органисты России могли оставить свои предложения по поводу нового Устава. И я, как начинающая органистка, тоже высказала свои пожелания.

Во-первых, я считаю, что при составлении Устава необходимо сделать больший акцент на творчески-познавательной деятельности Союза. Так, например, до сих пор нет библиотечного фонда по органной музыкальной и научной литературе. Создание библиотеки необходимо, так как основная литература создается за рубежом, и доступ к ней порой затруднителен. Можно вступить в сотрудничество с некоторыми ведущими издательствами, библиотеками и другими зарубежными Союзами и Гильдиями. Это даст приток необходимой информации, раскрывающей всю панораму органного движения в мире.

Во-вторых, важная сфера — органостроение, то есть сохранение и реставрация органов, особенно тех, которые являются историческими памятниками. Для этого жизненно необходимо привлечение инвесторов.

В-третьих, большое значение имеет издание трудов по органному искусству. Уже есть хорошие начинания, как, например, издания книг Л. Ройзмана и А. Панова. Кроме того, можно было бы издавать журнал, где будет публиковаться информация о российских и зарубежных фестивалях, конкурсах, концертах, конференциях. А также, что очень важно, издавать переводную литературу — старинные трактаты и фундаментальные исследования зарубежных авторов.

Однако главная проблема на сегодняшний день — отсутствие помещения для Союза органистов. Надо надеяться на помощь заинтересованных инвесторов в решении этих сложных задач. И не стоит забывать, что все это делается во имя искусства!

Екатерина Готсдинер,
студентка
IV курса

Тепло костра

Авторы :

№ 5 (1227), сентябрь 2004

Известно, что музыка — искусство сложное. Его рыцари должны чуть не с младенчества денно и нощно трудиться, причем по преимуществу — в одиночестве. С раннего детства начинаются отборы на концерты, зачеты, экзамены, конкурсы… Отсюда — индивидуализм, соперничество, зависть, ревность, — словом, все, что мешает дружбе, общению, единению. Но, оказывается, стоит появиться одному человеку, чье сердце открыто миру и людям, зажечь костер и пригласить на него гостей, и все сразу изменится. Музыканты покинут свои дачи с роялями, оторвутся от занятий и домашних дел и с удовольствием придут на огонек. Именно так и произошло в Доме творчества композиторов «Руза» в августе этого года, а ранее происходило в композиторских поселках «Иваново», «Сортавала» — везде, где появлялся известный композитор и замечательный общественный деятель Григорий Самуилович Фрид, один из старейших выпускников Московской консерватории, прошедший дорогами Великой Отечественной войны.

Искусство вести беседу — быть может, еще сложнее, чем сочинять и исполнять музыку. Уметь найти тему, привлекательную для многих, интересно рассказывать, а главное — внимательно слушать, не перебивая собеседника, пытаясь понять его мысль, развить ее или вежливо, уважительно подискутировать, — всему этому можно было учиться на кострах у Фрида.

(далее…)

Страсти по Светлогорску (хроника событий глазами очевидца)

№ 5 (1227), сентябрь 2004

3 июля студенты консерватории разных курсов и факультетов, активно занимающиеся спортом, встретились друг с другом на одном из перронов Белорусского вокзала, перед поездом, пунктом назначения которого значился город Калининград. Прошло ещё совсем немного времени после окончания сессии, но все мы радовались встрече, горячо обсуждали предстоящую поездку, нервно вспоминали, что же мы всё-таки забыли дома, любопытно оглядывали незнакомые лица, забрасывали вопросами «бывалых», т.е. тех, кто уже не в первый раз отправлялся в это удивительное место — студенческий спортивный лагерь в городе Светлогорске под Калининградом! На лицах провожающих друзей мелькали тени сожаления и грусти — наша профессия не всем позволила отложить гастроли, репетиции, конкурсы, и на две недели окунуться совершенно в другую атмосферу, не менее творческую, но более весёлую, бесшабашную, активную — в атмосферу настоящего южного курорта, совмещённую с не-за-бы-ва-е-мой спортивной программой!

Стоит ли говорить, что уже в поезде мы все перезнакомились и к концу первого дня превратились из группок друзей, общающихся между собой, в один большой весёлый оркестр, где каждый, неповторимый в своей индивидуальности, музыкант, так замечательно себя чувствовал в коллективе под руководством Вячеслава Александровича Елисеева и чуткой дирижёрской палочки Артёма Давыдова.

(далее…)

Звучит музыка юных композиторов

Авторы :

№ 5 (1227), сентябрь 2004

18 апреля в Белом зале консерватории прошёл концерт юных композиторов класса преподавателя А. К. Санько. И это не первое мероприятие такого рода: Анатолий Константинович старается ежегодно показывать своих учеников.

Концерт произвёл самое благоприятное впечатление как составом авторов (самый маленький композитор, 10-летняя Ю. Максименко — ученица ДМШ, а её старшие «коллеги» — учащиеся АМУ при МГК), так и представленным здесь разнообразием стилей и жанров. Наряду с классическими Сонатой для фортепиано А. Шишковой, Вариациями на тему русской народной песни «Во поле берёза стояла» для фортепиано В. Барыкиной и Пьесой для струнных М. Санниковой, прозвучали интересные с точки зрения жанра Пять хокку на стихи японских поэтов М. Лысенко и нетрадиционная по составу Пьеса для трубы, фортепиано и ударных В. Барыкиной.

В большинстве своём композиторы сами исполняли свою музыку, нередко демонстрируя владение несколькими инструментами (Р. Шурыгин солировал как кларнетист и гитарист). Однако отрадно то, что помогали им студенты вокального (Г. Сапожникова и Н. Иванова) и оркестрового (С. Горлинский и А. Рудаков) факультетов МГК. Такой «серьёзный» уровень исполнителей привнёс в настроение всех участников особую атмосферу приподнятости и торжественности.

Лола Джуманова,
Руководитель сектора педпрактики

Насыщенность жизни вселяет оптимизм

Авторы :

№ 5 (1227), сентябрь 2004

С. Г. Мураталиева
Проректор по учебной работе,кандидат искусствоведения,
заслуженный работник культуры РФ

Суфия Гафутдиновна! Вы, став проректором по учебной работе, в течение года «свежим взглядом» смотрите на Московскую консерваторию. Год достаточно сложный, а когда сложно, многие вещи становятся виднее. Кроме того, летом прошел прием, Вы возглавляли его, а те, кто приняты сейчас, во многом будут определять жизнь консерватории в ближайшие пять лет. Наконец, сегодня, по долгу службы временно исполняя обязанности ректора, Вам становится виднее вся жизнь консерватории «от и до». И мне хотелось бы, чтобы, благодаря нашей беседе, консерватория имела возможность взглянуть на себя и осмыслить какие-то процессы, которые в ней происходят и на которых, по Вашему мнению, следует сфокусировать внимание. Что Вас волнует прежде всего?

Прежде всего, не могу не сказать о том, как я счастлива, что работаю в Московской консерватории, что вернулась сюда спустя многие годы. И я очень благодарна Александру Сергеевичу Соколову, который меня пригласил. К сожалению, мне не удалось даже год с ним проработать — состоялось его назначение на пост Министра культуры и массовых коммуникаций. А год был тяжелый, входить было не просто. Но все равно, счастье работы в консерватории, оно никуда не ушло. Каждый день прихожу сюда с этим чувством.

Другое дело, что объем работы безбрежен. Хотя Московская консерватория — одно из первейших учебных заведений в мире, многое уже отстает от того, что необходимо для учебного процесса. Мы сейчас живем в XXI веке, и он диктует свои требования. Например, приходят бывшие наши выпускники, которые уже работают за рубежом, и говорят: «Мне надо, чтобы были расписаны не только объемы часов на каждую дисциплину, но и чтобы было все прописано — что стоит за этими часами». А весь этот блок, касающийся программной документации, находится в очень и очень плачевном состоянии.

(далее…)

Большое артистическое будущее

№ 5 (1227), сентябрь 2004

C 20 по 30 июня 2004 года в стенах Московской консерватории состоялся Третий международный конкурс пианистов имени Скрябина. Конкурс закончился триумфом воспитанников Московской консерватории (четыре премии из шести).

Члены жюри Третьего международного конкурса пианистов имени СкрябинаНа этом конкурсе было замечательное жюри. При его составлении у нас еще с первого конкурса действует правило, что Россию представляют только 2 члена жюри, остальные — иностранцы. Удалось пригласить таких известных музыкантов как лауреат конкурса Чайковского Паскаль Девуайон, Андреа Бонатта — знаменитого итальянского пианиста, прекрасно записавшего на компакт диски все произведения Брамса, норвежца Эйнара Стин-Нокльберга, год назад превосходно исполнявшего в Малом зале консерватории произведения Грига. Я особенно благодарен Дмитрию Башкирову, принявшему приглашение участвовать в жюри после всех оскорблений, нанесенных ему во время последнего конкурса Чайковского. Из США приехал проф. Виталий Маргулис преподающий ныне в Калифорнийском Университете в Лос-Анжелесе (я восхищаюсь его записью 3-ей сонаты и поэм Скрябина). В жюри также работал проф. Балаш Соколаи, молодой венгерский пианист, обладатель 14 международных премий на многочисленных конкурсах. Германию представлял проф. Арнульф фон Арним из Эссена — потомок знаменитой немецкой фамилии. Из Франции приехал Мариан Рыбицкий — профессор Эколь Нормаль в Париже, много делающий для ознакомления Парижской аудитории с искусством молодых русских пианистов. Его циклы концертов молодежи в зале Корто очень знамениты во Франции. И после конкурса он пригласил лауреатов первой и второй премий выступить в зале Корто этой осенью. Жюри работало в творческой и доброжелательной атмосфере — наше давнее правило, что члены жюри не имеют права иметь среди участников конкурса своих учеников, сыграло свою положительную роль.

(далее…)