Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Слово и музыка

Авторы :

№ 3 (1241), март 2006

Когда из жизни уходят истинно великие люди, то долг остающихся — продолжать по мере сил их дело; а если это невозможно, тогда просто помнить о них и передавать свою память тем, кто приходит следом.

Труды А. В. Михайлова в области науки о музыке невозможно переоценить, а ведь это только часть всех его трудов. Одним из его начинаний в стенах Московской консерватории стала организация конференций под названием «Слово и музыка». Эти конференции были призваны открывать новые грани взаимосвязи словесного и музыкального искусств. Их участниками становились не только музыковеды, но и филологи; «круглый стол», задуманный как важная составляющая мероприятия, собирал вместе всех участников в конце конференции — в это время происходило творческое общение ученых самых разных областей знания. Пламенеющим факелом, который зажигал творческую инициативу людей, был сам Александр Викторович.

(далее…)

Накануне больших перемен

Авторы :

№ 3 (1241), март 2006

Эмма Борисовна, что сейчас происходит с Библиотекой консерватории?

Существует расхожее мнение о том, как легко живется и работается Библиотеке. Оно не только ошибочно, но и вредно. Работа библиотекаря даже в обычном, штатном режиме невероятно сложна: она включает в себя профессиональное и интеллектуальное начало и, к сожалению, не обходится без больших физических нагрузок, нервного напряжения, потому что обслуживание читателей в консерватории — непростой процесс. В наши читальные залы и на абонемент приходит музыкальная элита — люди с повышенными требованиями, и это приходится учитывать человеку, который предоставляет им необходимые издания, что, конечно же, накладывает на библиотекаря Московской консерватории дополнительную нагрузку. Закрытие Библиотеки хотя бы на один час сорвет занятия в целом ряде классов. Мы вынуждены подчиняться режиму жизни вуза.

(далее…)

Свет души

Авторы :

№ 3 (1241), март 2006

Выдающийся кларнетист В. А. Соколов (1936–1999) — яркий представитель отечественного духового исполнительства. Его стремительный путь в искусстве — путь типичного русского самородка. Профессионально заниматься музыкой он начал очень поздно, в 14 лет, а уже через 9 лет стал лауреатом Международного фестиваля в Вене и солистом оперно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Еще через 4 года он — солист Госоркестра СССР и Лауреат Всесоюзного конкурса (I премия), признанный лидер кларнетового исполнительства в Москве. В этом качестве Народный артист России, профессор Московской консерватории Владимир Александрович Соколов находился до последних дней своей так внезапно оборвавшейся творческой жизни.

Выросший в северной таежной деревушке, Володя на всю жизнь остался очарован красотой природы родного края. В лесу, на рыбалке он, по свидетельству друзей, чувствовал себя в своей стихии. Казалось, что он понимал язык птиц, а рыба буквально «сама шла к нему в руки». Стереотипная фраза о том, что в творчестве музыканта отражается любовь к родной природе, по отношению к Володе приобретает свой первозданный смысл. Достаточно послушать в его исполнении пьесы, симфонии, камерную музыку русских композиторов, особенно Чайковского и Рахманинова, чтобы почувствовать в полетном звуке кларнета, в бесконечных по протяженности дыхания мелодиях какое-то щемящее чувство нежности, которое возникает при взгляде на наши бескрайние, порой непритязательные пейзажи. (далее…)

Сила подвижничества

Авторы :

№ 3 (1241), март 2006

К 90-летию со дня рождения Л. И. Ройзмана

Немало лет уже прошло со дня кончины Л. И. Ройзмана, и чем дальше уходит от нас прошлое, тем лучше мы можем оценить масштаб его личности.

Ученик А. Б. Гольденвейзера по фортепиано и А. Ф. Гедике по органу, Ройзман в 1957 году возглавил органный класс Московской консерватории. Трудно перечислить все, что ему удалось сделать за три с небольшим десятилетия для органной культуры не только России, но и всего бывшего Союза. Ведь к концу 50-х годов органные концерты проходили лишь в Москве и Ленинграде, изредка в столицах Прибалтики, во Львове и Ташкенте. Все инструменты были в плохом состоянии и никак не отвечали требованиям, которые можно предъявить к концертному органу.

Леониду Исааковичу удалось убедить Министерство культуры в необходимости строительства новых и реконструкции старых инструментов. Была создана Постоянная комиссия по органостроению. И вот — всего несколько фактов. 1958 год — фирма «Герман Ламан» из Лейпцига реставрирует знаменитый «Кавайе-Колль», французский романтический орган Большого зала; 1959 год — установка немецкой фирмой «Александр Шуке» нового инструмента барочного типа в Малом зале консерватории и чехословацкой фирмой «Ригер-Клосс» — нового большого органа в Концертном зале им. Чайковского. Дальше — новые органы в Нижнем Новгороде, Вильнюсе, Баку, Алма-Ате, Ереване, Минске, Таллинне, Тбилиси, Свердловске, Казани, Ярославле… (далее…)

В стране восходящего солнца

Авторы :

№ 3 (1241), март 2006

С 17 по 22 февраля 2006 года состоялись гастроли Камерного хора Московской консерватории под управлением профессора Б. Г. Тевлина в Японии. Поездка была осуществлена в рамках «Фестиваля Российской культуры в Японии 2006 — Новая Россия», по приглашению общества «Япония — страны Евразии».

Многое в этих гастролях складывалось «как всегда»: оперативная подготовка (три новых программы — отечественная классика и современная музыка, народные песни — за полторы недели), напряженный график (5 концертов и встреч с хорами за 6 дней без скидки на смену часовых поясов), упорный труд и высокая ответственность руководителя и певцов. Но присутствовал также некий элемент принципиально нового, доселе неизведанного, ведь вслед за Европой и Америкой хор профессора Тевлина впервые открывал для себя Азию, а точнее — Страну восходящего солнца, тысячелетнюю и вечно молодую, радушно встречающую артистов и вместе с тем требующую от них высочайшего художественного пилотажа: японская публика уже давно заслужила репутацию одной из самых чутких, эмоциональных и одновременно взыскательных в мире. Стоит ли говорить, что предгастрольное волнение исполнителей было несколько большим, нежели обычно? (далее…)