Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Сияющий шлейф кометы

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

30 ноября в Малом зале состоялся торжественный концерт, посвященный пятидесятилетию визита великого канадского пианиста Глена Гульда в Москву. Организаторы памятного вечера – Центр современной музыки Московской консерватории, Посольство Канады в РФ, Корпорация развития экспорта Канады (EDC). Вел концерт профессор В.Г.Тарнопольский. Зал был наполнен до предела. В этот вечер успех выпал на долю всех выступавших. Публика с благодарностью приветствовала участников концерта: Жана Демаре (фортепиано, Канада), профессора Тиграна Алиханова (фортепиано), ансамбль «Студия новой музыки» (дирижер – Игорь Дронов), струнный квартет в составе: Елена Фихтенгольц (скрипка), Екатерина Фомицкая (скрипка), Екатерина Маркова (альт), Ольга Галочкина (виолончель). В зале находились зарубежные гости, официальные представители и посол Канады в России. Концерт получил большой резонанс в музыкальной жизни столицы, вылившись в культурное событие международного уровня. (далее…)

В зеркале постмодернизма

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

dusapenИмя крупнейшего французского композитора Паскаля Дюсапена пока еще мало известно в нашей стране. Его творчество только начинает находить свой путь к российскому слушателю. Дюсапен – один из ведущих композиторов Франции в следующем после Пьера Булеза поколении. Классическому образованию в консерватории он предпочел творческие семинары Яниса Ксенакиса, которые греческий мэтр проводил в 1970-е годы в Сорбонне. Впоследствии Ксенакис признавал Дюсапена своим единственным учеником.

17 ноября в консерватории состоялась научная конференция «Постмодернизм в контексте современной культуры» – часть российско-французской акции «День музыки Паскаля Дюсапена в Москве» (автор и координатор проекта – аспирантка Ольга Гарбуз).
(далее…)

Мир меняется… к лучшему

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

19 декабря в Рахманиновском зале состоялся традиционный мастер-класс – встреча Р. К. Щедрина с молодыми композиторами. Показ новых произведений был организован в форме открытого прослушивания – концерта, который собрал в зале благодарную и заинтересованную публику.

Студенты композиторского факультета с нетерпением ожидали этого события, а вернее, реакции Родиона Константиновича на новую музыку, так как на прошлогоднем мастер-классе он высказался достаточно категорично по отношению к студенческим «экспериментам». (далее…)

Праздник кларнета

Авторы :

№ 1 (1257), февраль 2008

Название концерта, которое значилось на афише 27 ноября, было выбрано исключительно точно – «Праздник кларнета!». Устроил его дважды юбиляр – Рафаэль Оганесович Багдасарян, который так отметил 50-летие творческой деятельности и 70-летие со дня рождения. (далее…)

Светлые встречи

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

holopovВечер 27 сентября, посвященный 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова, явился естественным продолжением традиции концертов современной музыки в Московской консерватории. Ведь Мастер много сделал для того, чтобы мы узнали музыку XX века. Все то, что не так давно либо находилось под цензурными запретами, либо игнорировалось в силу непонимания, либо же было просто неизвестно.
(далее…)

Щедриниана

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

К 75-летию Р.К.Щедрина в фойе Большого и Малого залов развернуты две выставки, посвященные его юбилею. Среди экспонатов – не только часть фондов НМБТ, но и переданная в дар Библиотеке личная нотная коллекция композитора (около 1000 произведений), а также материалы, предоставленные профессором Б. Г. Тевлиным.

Экспонаты, выставленные в фойе Малого зала, относятся ко времени обучения Р. Щедрина в Московской консерватории. Это и книги, посвященные его творчеству, и нотные издания, а также фотографии и портреты композитора. Чрезвычайно любопытны газетные материалы, относящиеся к раннему периоду творчества, среди которых статьи «Студент – композитор Родион Щедрин» и «Яркий талант». (далее…)

Неизвестный Шебалин

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

3 декабря Белый зал получил статус Концертного зала имени Н. Я. Мясковского. Состоялось торжественное открытие – разрезание ленточки, праздничные речи… Зал, будто недавно построенный, вдохнул в себя новую жизнь.

К этому замечательному событию был приурочен концерт в честь 105-летия со дня рождения В. Я. Шебалина – композитора, ученика Мясковского. Шебалин с 1928 года преподавал композицию в Московской консерватории, а впоследствии стал ее директором (1942–1948). Этот концерт, вызвавший огромный интерес у публики, достойно организовали участники Клуба молодых композиторов Москвы. Благодаря колоссальной инициативе музыкантов из консерватории и из РАМ им. Гнесиных мы смогли услышать произведения, которые не каждый день исполняются на нашей концертной эстраде. Зал был наполнен до отказа. Были приглашены профессора консерватории и Гнесинской академии, родственники В. Я. Шебалина и Н. Я. Мясковского, а также А. Н. Пахмутова. (далее…)

От классики к электронике

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

21 ноября 2007 года в стенах Рахманиновского зала состоялся очередной концерт из произведений студентов-композиторов. Были представлены сочинения, разнообразные не только по жанрам и стилям, но и по инструментальным составам: от классического струнного квартета до оригинальных опусов, написанных для «неакадемических» музыкальных инструментов, в частности, электроакустической гитары.

В первом отделении свои произведения представили С. Ким, А. Манасян, А. Сеилова, А. Павлова, Е. Карпикова, Т. Шаткровская. А. Кравцов вынес на суд публики «Вариации на оригинальную тему» для флейты, скрипки, кларнета и виолончели, которые были выдержаны в строгом академическо-классическом стиле. С большим вкусом прозвучало сочинение «Solaris» для электроакустической гитары в исполнении автора – Е. Старенковой. (далее…)

Пример для многих

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

skrebkovaВ нынешнем учебном сезоне свой юбилей отметила заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, композитор, музыковед и педагог — профессор Марина Сергеевна Скребкова-Филатова.

Свою творческую, научную, педагогическую судьбу Марина Сергеевна связала с консерваторией на долгие годы. Более 47 лет она преподавала различные предметы — гармонию, полифонию, сольфеджио, а в настоящее время ведет также курс анализа музыкальных произведений для студентов-музыковедов и исполнителей. Через класс М. С. Филатовой прошли дипломники и аспиранты, ее ученики трудятся в Москве, других городах России, в Украине и Беларуси.

Марина Сергеевна — бессменный руководитель секции анализа и полифонии, этого трудного и ответственного участка кафедры теории музыки. В течение многих лет она является членом Диссертационного совета консерватории, Совета РАМ имени Гнесиных, а также ученого совета Института искусств, где возглавляет кафедру теории и истории музыки. С 1957 года она член Союза композиторов России. (далее…)

И мастерство и вдохновение

Авторы :

fedorovaВ минувшем году отметила свой 80-летний юбилей народная артистка России, профессор кафедры специального фортепиано Маргарита Алексеевна Федорова.

Вся жизнь Маргариты Федоровой связана с Московской консерваторией. Заниматься музыкой она начала в секторе практики при консерватории. Затем был период обучения в ЦМШ, где ее наставниками стали вначале К. Н. Игумнов, а позже Е. К. Николаева. В старших классах она уже была воспитанницей Г. Г. Нейгауза, и под руководством этого легендарного музыканта прошли годы творческого становления пианистки: учеба в консерватории, оконченной с отличием, и в аспирантуре.

Еще студенткой консерватории Маргарита Федорова стала лауреатом I международного конкурса имени Баха в Лейпциге (1950) и международного конкурса имени Сметаны в Праге (1951) – чрезвычайно сложных и авторитетных состязаний музыкантов тех лет. Юная пианистка обратила на себя внимание высочайшей культурой игры, тонкой музыкальностью и артистизмом, первоклассным техническим мастерством, точным понимаем разных стилей. Ее последующие выступления (вот уже почти 60 лет!) принесли ей самое широкое признание в бывшем СССР и за рубежом. (далее…)

Я занимаю свою нишу…

Авторы :

№ 1 (1257), январь 2008

5 декабря профессору Дмитрию Николаевичу Сахарову исполнилось бы 70 лет. Люди старшего поколения помнят о том, как в период его обучения в ЦМШ половина школы «болела» за Ашкенази, а другая – за Сахарова (оба были воспитанниками известного педагога А. С. Сумбатян). Впоследствии, говоря о годах, проведенных в консерватории, А. Кончаловский писал, что у Л. Н. Оборина «учились четыре гения», и среди них – Митя Сахаров. (далее…)